Вход Господень в Иерусалим

iВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня братия и сестры мы вспоминаем Евангельское событие, которое имело место в земной жизни нашего Господа и Спасителя в канун его Крестных страданий.
Пришел час – говорит Господь – прославиться Сыну человеческому. Но прославление это будет не обычным, прославление через смерть.
Это событие связано с людьми, ибо вся Его жизнь, и даже смерть, предназначены для людей и ради людей, как живших, так и живущих, и тех, кто когда-либо еще будет жить.
Много раз в течение своей земной жизни Господь приходил в Иерусалим, но прежние посещения отличались от ныне празднуемого. Ибо оно было последним, приближающим Его к исполнению той Божественной искупительной миссии, которую Он как Бог пришел исполнить на земле, принося себя в добровольную жертву за грехи рода человеческого.
И это последнее пришествие было воистину Царским. Его, накануне совершившего чудо воскресения четверодневного Лазаря; Его, ранее насытившего пятью хлебами пять тысяч народа; Его, исцелившего безнадежно больных, и сотворившего еще множество чудес, народ израильский встречал как Царя-Победителя с пальмовыми ветвями, но увы не как Царя Небесного!
Как царя земного встречал Израиль Господа в надежде на освобождение, но не от греха и проклятия, которые тяготели над родом человеческим со времен падшего Адама, а в надежде освобождения от земного ига Римского владычества, в надежде дарования им земной славы, земных благ и радостей, забыв при этом слова самого Божественного учителя, что «царство мое не от мира сего» (Ин. 18, 36).
И вот в этом была главная ошибка народа Израиля, в этом духовном неведении, духовной слепоте заключается вся его трагедия, которая продолжается и до сего дня.
Они не узнали Того, о Ком проповедовали пророки, не поняли того, о чем Он Сам учил, – они ждали земного Владыку, и возлагали на него земные надежды. Сегодня восторженно восклицали: «Осанна сыну Давидову» (Мф. 21, 9), а уже через несколько дней уста тех же людей будут взывать: «Распни Его», увидев Его поруганным и оклеватанным.
Но зная все это, Он все же шел во святый град, чтобы в ближайшее затем время закончить здесь свой земной подвиг на Кресте ради спасения мира. Евреи же думали, что Он идет восприять земную власть с тем, чтобы потом низложить их угнетателей. Они славили Господа восклицаниями «Оссана» а уже через несколько дней, разочаровавшись в своих ожиданиях, в исступлении вопили к Пилату: «Распни Его».
Какой же урок, братия и сестры, заключен для нас в этих Евангельских событиях, повествующих нам о такой странной и быстротечной перемене в умах и настроениях людей.
Конечно, мы не можем себе представить, чтобы мы могли оказаться способными на такое предательство, на такую перемену. Мы с легкостью осуждаем в своем сердце малодушных и легкомысленных современников Христа, и уверяем себя в том, что, оказавшись на их месте, мы так бы не поступили?
Но эти наши рассуждения – теоретические, легкомысленные, без учета обстоятельств и природы человеческого ума и воли, способных подпасть под влияние других людей. Давайте вспомним, разве всегда мы поступаем или принимаем решения, глубоко и всесторонне изучив ту или иную ситуацию, разве мы не подпадали в своей жизни под чужое влияние, не позволяли кому-то манипулировать нашим сознанием? Вот так же произошло и с теми жителями Иерусалима, восклицавшими сначала «осанна», а затем «распни» Его, подпав под влияние книжников и фарисеев, так называемой элиты иудейского общества, которая пылала ненавистью ко Христу за обличения их во лжи и лицемерии.
А если бы нам, как святому апостолу Петру, угрожала опасность в исповедании Христа своим Учителем, то тогда еще более трудно ответить, как бы мы поступили.
Сегодня многие из наших соотечественников, будучи православными по рождению, буду крещенными в Православной Церкви, за какие-то символические материальные вознаграждения легкомысленно изменяют вере своих отцов.
Сегодня многие из нас, по лености не желая потрудиться своего же ради спасения и вникнуть в глубину и богатство Православного вероучения и богослужебного литургического наследия, легкомысленно уходят в различные секты, где под светомузыку и ударные инструменты проводятся так называемые богослужения, объясняя свой выбор тем, что там все просто и понятно. Да вот только понимать то там нечего. Потому что богословие, традиции и богослужение – все подменятся бездушной музыкой и гитарой, и думать совсем не надо. А вот в Православной Церкви намного труднее в этом отношении. Она по крупицам на протяжении 2-х тысяч лет собирает святоотеческий опыт. Православная Церковь создала многосложный церковный устав, установила посты, длительные богослужения. Чтобы во всем этом разбираться, да еще и исполнять, нужно действительно потрудиться. Так не легче ли позволить кому то думать за нас и все решать, и слушать только то, что нам приятно, что услаждает наш слух. Так вот и та толпа иудеев, кричавших «распни Его» поступила точно так же: за них подумали книжники и фарисеи, а от их имени, от имени народа потребовали казни для Христа у Пилата, навлекши осуждение на весь народ, последствия которого живут до ныне.
Но мы с вами, дорогие братия и сестры, слава Богу, православные, ныне стоим в этом святом храме и радостно воспеваем «Осанна в вышних». Будем, поэтому, заботиться о том, чтобы наше прославление всегда было достойным и угодным Богу. Ведь славить Бога нужно не только в храме и не только в часы богослужений, но непрестанно в любых условиях нашей жизни. «Благословлю Господа на всякое время» – говорит святой псалмопевец Давид (Пс. 33, 2). Славить же Бога нужно чистыми устами, ибо недопустимо одними и теми же устами славить Бога и проклинать и злословить людей, которые созданы Богом и носят в себе образ Божий. И прославлять Бога нужно не одними лишь словами, но всей своей жизнью, своим добрым христианским поведением.
Вот если будет так, если мы будем в храме, дома и везде одними и теми же, то есть не будем лицемерны, не будем изменчивы в своих поступках, то тогда наша «осанна» будет достойной и угодной Богу.
Аминь.

(65)

Один комментарий на “Вход Господень в Иерусалим

  1. Вход Господень в Иерусалим. Проповедь Митрополита Владимира. http://mv.ipodiakony.org.ua/index.php/slovo-pastyrya/propovedi/gospodskie-prazdniki/264-vkhod-gospoden-v-ierusalim

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *