Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Св.Духа!

iСердечно всех вас, дорогие братия и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Крещения Господня!

Сегодняшний праздник посвящен воспоминанию особого священного события, когда Господь пришел на реку Иордан, чтобы крестится от Иоанна.

Ранее в первохристианской Церкви праздник Крещения и Рождества отмечали в один день, а именно в день нынешний, 6 января за юлианским календарем. Но затем, позднее, они были разделены и праздник Рождества постановили совершать 25 декабря тем же стилем.

Но в самом деле период времени между этими событиями Рождества и Крещения составляет ровно 30 лет.

В Евангелии после подробного описания Рождения Бога по плоти содержится очень мало сведений о периоде жизни Спасителя до 30-летнего возраста. Их записано всего несколько эпизодов. Это принесение Христа младенца в храм в 40-дневном возрасте по обычаю иудейскому, в честь которого Церковь установила праздник Сретения. Затем бегство святого Семейства в Египет и посещение опять-таки всем святым Семейством Иерусалима в день Пасхи.

Этому есть свои причины. Евангелие не стремиться описать всю земную жизнь Христа Спасителя, но явить нам только те важные моменты, которые свидетельствуют о таинстве вочеловечения Сына Божия, Его учении и совершении искупительного подвига.

Все мы с вами знаем из Священного Писания и из учения Церкви, что крещение, которое совершалось Иоанном на Иордане, по существу отличается от крещения, которое совершается ныне над нами в Церкви. То крещение было крещением покаяния, т.е. призывом народа к покаянию. Об этом свидетельствуют все четыре Евангелиста. Святой апостол и евангелист Марк говорит: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов… И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя свои грехи» (Мк. 1, 4).

Тогда возникает вопрос: зачем было приходить безгрешному Богочеловеку Иисусу Христу к Иоанну на Иордан, ведь евангелист Матфей пишет в своем Евангелии, что сам Иоанн смутился когда увидел Спасителя, идущего к нему крестится и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3, 14). Но Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Тогда Иоанн смирился и крестил Иисуса, и когда Он выходил из воды, то Иоанн стал свидетелем необыкновенного явления: отверзлись небеса и Дух Божий сходил, как голубь, на Христа и глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» (Мк. 1, 10-11).

Зачем же приходил Христос на Иордан креститься? На это отвечает нам святой преподобный Иоанн Дамаскин. Он говорит: «Христос крестился не для своего очищения – Он безгрешен, но ради взятия на себя нашего очищения, т.е. наших грехов, подобно тому, как Он принимает на себя ради нас страдания».

Второй аспект Крещения: дабы своим естеством освятить воды Иордана, поскольку существовало поверье, что бесы обитают и в воде, и это подтверждают слова молитвы на освящение воды: «Ты Бог наш на земле явился и с человеки пожил еси, ты Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспославый Святого Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев».

По этой же причине и днесь освящается вод естество посредством молитв и призванием Святого Духа.

И третий момент: Крещения – это начало мироспасительного подвига Христа. После Крещения Христос выходит на общественную проповедь, за которой последовали страдания, распятие, смерть и воскресение, т.е. Крещение является и составляет единый цикл тайны искупительного подвига Христова.

Теперь встает еще один весьма важный вопрос: чем же для нас с вами сегодня является таинство Крещения, которое свершается над нами в Церкви? Ведь Господь, крестившись Сам, заповедал и нам креститься.

В Евангелие от Иоанна запечатлена беседа Господа с тайным учеником Никодимом, где Господь говорит ему и нам всем, что рожденное от плоти, есть плоть, а рожденное от духа, есть дух. Речь здесь идет как раз о рождении духовном, т.е.крещении. Далее в другом месте Священного Писания, в Евангелии от Марка говорится: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

И, наконец, в прощальной беседе с апостолами перед своим Вознесением Господь заповедует Им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел Вам» (Мф. 28, 19).

В лице апостолов это повеление дано всей Церкви: учить и крестить все народы во имя Святой Троицы.

Вот такие ясные и многочисленные свидетельства относительно Крещения содержаться для нас в Священном Писании. А это значит, что таинство Крещения является одним из основополагающих таинств в деле нашего спасения, и это не безосновательно, ибо именно через таинство Крещения мы вступаем в общество христиан, которое именуется Церковью, и где есть все блага для нашего спасения.

Но мы должны знать, что Крещение есть не просто символический обряд или такое священнодействие, которое спасет человека само по себе без наших усилий. Нет. Все таинства, которые установлены Церковью, только тогда будут для нас действенны и спасительны, когда они будут сопряжены с деятельной верой. А это значит, что мы должны на протяжении всей своей жизни бороться с грехами и пороками, чтобы никаким образом не уронить того высочайшего христианского достоинства в которое мы призваны. И тогда, по словам одной из молитв крещения: «По заповеди жительствовав, и сохранив печать нерушиму и соблюд ризу нескверну, получим блаженства святых во царствии Божием».

Аминь.

 

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *