ЗА КОГО МОЖНО МОЛИТЬСЯ?

Острой и актуальной проблемой современного Православия является вопрос о том, допустимо ли православным христианам возносить свои молитвы о некрещеных или крещенных, но духовно заблудших своих родственников? Очень часто в церковно-приходских храмах и в некоторых монастырях, можно услышать призывы о том, что за людей, которые не живут подлинной церковной жизнью (т.е. не исповедуются, не причащаются, не молятся), и за людей некрещеных, ни в коем случае нельзя поминать за Божественной литургией. Прежде всего, хочу напомнить, что с точки зрения литургического богословия, существует поминание на проскомидии, то есть вынимание частиц из просфоры, и эта частица символизирует внешнюю принадлежность человека к Церкви (крещеных людей), а также общественная молитва на Литургии, где Церковь молится абсолютно за всех людей, не зависимо от их религиозной принадлежности. Для того чтобы столь спорная постановка вопроса была разрешена, давайте обратимся не к частным мнениям или богослужебным практикам некоторых священнослужителей, а к авторитетным источникам: Священному Писанию и Преданию. Здесь очень важно понять одну простую истину, чем сильнее болен человек, тем больших церковных молитв он требует. А если кто-то начинает заявлять, что нельзя поминать на литургии тех, кто не ведет церковную жизнь, то следует сказать, что это признак гордыни и фарисейства. «Вот я церковный человек, за меня можно молиться, а он мало-церковный…», те, кто так утверждают, наверно забыли, что первый в рай вошел «очень церковный и крещеный человек» − это разбойник, бандит, который всю жизнь грабил и убивал невинных людей. Давайте вспомним, за кого молился Сам Господь на кресте при совершении Своей кровной Жертвы: « Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Кто были эти распинатели? Они были богохульниками, предателями, антихристами… Это разве не заповедь для христиан о том, что нужно молиться за всех людей?! Сам Христос Спаситель, осуждая фарисейство, говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12-13). Апостол Павел в своих посланиях наставляет нас: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей» (I Тим. 2:1), ставя это делание прежде всякого другого. Каждый человек желающий спасения не только себе, но и другим должен знать, что молясь за заблудших, он поступает правильно, на основании Слова Божьего. «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (I Тим. 2:3-4). «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22) − так призывал Господь своих учеников к молитве, обращая их внимание на абсолютную необходимость в ней твердой веры в получение просимого. Так же и апостол Иаков учит христиан неколебимой вере в молитве, предостерегая от сомнений: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6-7).

Из этого следует, что наша церковная молитва может помочь еще не воцерковленным родственникам прийти к настоящей религиозной жизни, особенно если эта молитва совершается соборно на Божественной литургии. Очень часто можно услышать такое ложное мнение, что молиться за невоцерковленных можно только на молебнах. Это полное заблуждение, которое к сожалению вошло в сознании людей, ведь нужно понимать, что молебен – это частное богослужение, а литургия – это общественное богослужение, где наши молитвенные просьбы возносятся Богу всем миром.

Если мы рассмотрим Священное Предание, а в частности литургию св. Иоанна Златоуста, то мы увидим, что кроме тайного поминовения на проскомидии, существуют общественные молитвословия за не крещенных, заблудших, раскольниках и даже атеистах. В самом начале Божественной литургии диакон провозглашает Великую ектению, и мы слышим такие слова: «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся». Мы знаем, что далеко не все власти имеют церковную принадлежность, более того многие из них атеисты, безбожники, язычники, а Церковь все равно надеясь на милосердие Божие возносит о них молитвы. Также хочу напомнить, что ектения об оглашенных, это не только молитва о тех, кто готовится принять крещение, но и о тех, кто уже является крещенными, но все же продолжают быть духовно заблудшими. Особенно важно рассмотреть слова молитвы священника, которые возглашаются перед освящением даров − «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Эти слова священника, по объяснению видного православного богослова, митрополита Илариона (Алфеева), имеют глубокий смысл: «Тебе, Господу Богу, мы приносим Твои дары, то есть хлеб и вино, о живых и умерших, праведных и неправедных, православных и неправославных, верующих и неверующих». Оказывается, Церковь молится не только за своих верных чад, но и всех заблудших и отпавших от единства Тела Христова. Христианство – это есть религия любви, а подлинная христианская любовь выражается, прежде всего, через молитву «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

Многие считают, что молиться за некрещеных бессмысленно и не нужно, т.к. они сами сознательно уклонились от Бога. Действительно ли это так? Давайте обратимся к опыту святых отцов. Однажды преп. Макарий Египетский шел по пустыне и увидел лежащий на земле человеческий череп. Когда преподобный прикоснулся к нему пальмовой палкой, череп подал голос. Старец спросил: «Кто ты»? Череп ответил: «Я был языческим жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте». Он также сказал, что, когда св. Макарий, умилосердясь над теми, кто находятся в вечной муке, молится за них, то они получают некоторое утешение. «Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами», – вновь сказал череп, – «Мы стоим посреде огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видеть ближнего своего. Но когда ты молишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого – вот в чем наша отрада». После беседы старец предал череп земле.

Преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему». Великий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных: «Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

В истории имеется много примеров, когда по молитвам Церкви и близких человек избавлялся от вечного осуждения. Святой мученик Уар, явившись Клеопатре, которая имела особое попечение о его святых останках, сказал ей, что умолил Бога отпустить грехи ее родственникам. Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так например, блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия отнюдь не отчаивается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымаливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».

Известный русский литургист святой епископ-исповедник Афанасий (Сахаров) в отношении молитв за неправославных христиан писал: «Относительно поминовения ваших усопших родителей. Прежде всего, я полагаю, что дети всегда обязаны молиться о своих родителях, каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что св. муч. Варвара молится о своем отце, убившем ее. По просьбе благочестивой царицы Феодоры, отцы Церкви совершали усиленные моления о ее муже, яром иконоборце и гонителя православия Феофиле – и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры, Феофилу даровано прощение. Так молиться о неправославных можно и должно».

В отношении поминовения на проскомидии неправославных, св. Афанасий рассудил таким образом: «Раньше и я поминал на проскомидии неправославных, а теперь пришел к убеждению, что лучше этого не делать, т.к. за каждое имя вынимаются частицы, которые в конце литургии опускаются в чашу с Кровью Христовой. Тот, кто в реальности не причащался Крови Христовой ни разу, тот и не может заочно быть омыт Ею».

Что касается поминовения убиенных младенцев во время абортов, то в богослужебной практике как такового поминовения несуществует т.к. все невинно убиенные младенцы спасены Жертвой Христовой, подобно Вифлеемским младенцам, пострадавшим от Ирода. Святые Отцы однозначны в этом вопросе. Преп. Ефрем Сирин убежден, что умершие младенцы будут выше святых. Св. Григорий Нисский прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. Замечательно писал о некрещеных детях святитель Феофан Затворник: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию».

Относительно самоубийц, согласно Правилами св. Апостолов, Вселенских и Поместных соборов, поминовения на Божественной литургии не совершаются. Самоубийца, по выражению святоотеческому, есть духовный потомок Иуды предателя. Самоубийца, лишая себя жизни, не имеет возможности принести покаяние в этом тяжком грехе, нераскаянным и не прощенным переходит он в загробную жизнь, с грехом хулы на Духа Святаго. Дух Святой – Жизнодавец, все животворящий, всему дающий жизнь. Самоубийца по своей воле прекращает жизнь свою, показывая противление воле Божией, замыслу Божию о нем – являет непослушание, гордость, неверие и малодушие. Вот определения Святой Церкви о самоубийцах: «О таковом не подобает быти приношение», т.е. не должно быть бескровной жертвы, ни поминовения, говорится в правилах церковных (Тимофея Александрийского Правило 14). Если его родственники и будут уверять священника, что он поднял руки в сумасшествии, священник «должен со всяким тщанием испытывати» − справедливо ли это уверение. Иначе священник сам «подпадает осуждению» (то же Правило). Епископ Феофан, святитель богомудрый, по этому поводу пишет: «Спрашиваете, можно ли молиться за самоубийц? О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, не разрешенном, не очищенном покаяним». Церковь установила эти строгие правила, потому что они имеет большое положительное значение. Раньше даже хоронили самоубийц отдельно и все знали, какой это страшный грех, поэтому эти церковные правила останавливали многих людей от совершения подобного рода поступка. Что касается поминовения самоубийц на панихиде, то, по мнению профессора МДА, А.И. Осипова: «Панихида – это не какой-то ритуал, а форма молитвы. Если за самоубийц молиться можно частной молитвой, то почему нельзя помолиться на панихиде»? Напомню, панихида – это богослужение, которое может совершаться частным образом.

Подводя итог вышеизложенной теме, следует отметить, что молиться о своих заблудших родственниках – это прежде всего заповедь Божия, которую никто не имеет право отменять или как-то корректировать. Церковь – это есть духовная врачебница, которая призвана через молитву и таинства, исцелять человека. И если человек, будучи духовно омертвевшим т.е. заблудшим, не будет чувствовать нашей любви и молитвенной поддержки, тогда мы христиане, согрешаем страшной гордыней, отвергаем Божественную Благодать, которая «немощная врачует» и уничижаем Божественную Любовь, которая присуща каждому человеку. Святая Евхаристия, как общественная молитва имеет огромную силу, которая способна преобразить заблудшего человека и привести в познание Божественной истинны.

Иерей Владимир Кашлюк

(4006)

2 комментария на “ЗА КОГО МОЖНО МОЛИТЬСЯ?

  1. Спасибо

  2. Надежда

    Слышала в одной из передач по телеканала-союз-,что, молясь,за людей,одержимые страстями,мы подвергает себя всяким неприятности.Вот я так поняла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *