Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля (по старом стиле 25 марта) святая Церковь празднует великий двунадесятый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из самых древнейших богородичных праздников, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. О древности его свидетельствуют в своих поучениях Отцы Церкви 3-4 веков, святители: Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженные Иероним и Августин.

Общее значение слова «Благовещение» − благая, радостная, добрая весть о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.

Дата праздника связывается с датой Рождества Христова. Между ними ровно 9 месяцев. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.

Историю праздника Благовещение раскрывает нам святой апостол и евангелист Лука: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:26-33). Так началась новая эпоха человечества, которая очень скоро стала называться христианской. Начиная с ранней христианской Церкви событие Благовещения рассматривалось как первый акт исполнения Богом Своих обетований о Христе.

«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…» − воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева – Преблагословенная Отроковица Мария, − достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод – Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Святитель Амвросий Медиоланский о Божьей Матери пишет следующее: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря (по старом стиле), когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.

Празднуя Благовещение, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о «Семени жены, Которое сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Благовещение, когда Ангел Господень донёс эту благую весть Марии о рождении Своего Сына Иисуса, есть значительное событие в жизни христианской Церкви и отмечается праздничными Богослужениями в храмах Божиих. Этот день – начало нашего спасения, о чем Святая Церковь непреложно свидетельствует: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою».

Иерей Михаил Мартынюк

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *