Неделя 5-я Великого поста

29 марта 2015, в пятую неделю Великого поста, Высокопреосвященнейший Иоасаф, архиепископ Кировоградский и Новомиргородский, совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе Рождества Божией Матери г. Кировограда.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Кафедрального собора. После чтения Евангелия к прихожанам обратился с проповедью клирик Кафедрального собора иерей Николай Чепура.

ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ

НЕ ЗНАЕТЕ, ЧЕГО ПРОСИТЕ

В V неделю Великого поста, прп. Марии Египетской (Мк.10:32-45)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Мы сегодня с вами из Евангелия  слышали особое, уникальное повествование, которое хронологически относится к чуть более позднему времени: оно имело место в жизни Христа после воскресения Лазаря. Беседа Господа со своими учениками-апостолами происходила  по пути из Вифании в Иерусалим. Она предшествовала славному входу Спасителя в этот город. Все сии события мы будем вспоминать через неделю, они будут радостными, в них будет проявляться божественная сила Мессии Христа. Сегодняшнее же Евангелиє носит еще покаянный характер, и Церковь переносит это чтение именно на сегодняшний день, чтобы не упустить его смысл, чтобы оно не потерялось в значимих событиях недели Вай, в которую заканчивается Великий пост и начинается новый период Страстной седмицы, во время которой мыуже менее будем задумываться о себе, а больше будем роздумывать о страданиях Господа.

Христос входит в Иерусалим, за ним идет множество народа, котрый примкнул к нему после чуда воскресения Лазаря. Все идут в страхе. Они помнят, что иудеи искали убить Господа, и Он из-за такого злобного их настроения должен был  идти в Галилею. Только новость о смерти Его друга заставила Спасителя и его учеников прийти в Вифанию, пригород Иерусалима. Иисус подзывает к себе ближайших учеников, 12 апостолов и опять начинает раскрывать тайну о том, что его ждет впереди: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Мк 10: 33-34. ). Какие грозные и одновременно страшные слова. Ученики должны бы были задуматься над ними, начать вспоминать пророчества Ветхого Завета о страданиях, которые должен был претерпеть Мессия. Но они не понимают этих слов, они даже не слушают Христа.  «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.» ( Мк 10: 35-37)

Ученики еще были приземлены, они не отрешились иудейских представлений о Мессии, как о земном царе, который сначала воцарится над Израилем, а потом поработит для  Иудеи весь мир. Они просят царства не небесного, а земного, просят власти. Здесь нужно вспомнить искушения диаволом Господа. После свого посрамления сатана, как говорит Евангелист, отступил от Него до времени. И здесь через любимого ученика Иоанна и его брата подступает, чтобы опять искушать Христа славой и властью. «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.» (Мк10:41) Вознегодовали не из-за того, что братья неправильно поняли Господа, а за то, что сами хотели занять первые места в Его царстве. У римских императоров был следующий прием. Время от времени тот или иной император переодевался в простую одежду, разумеется вместе со своими телохранителями, и шел в народ. Он ходил по улицам, базарным площадям, прислушивался к разговорам своих подданных, после чего шел обратно во дворец, переодевался в царскую порфиру и уже судил и управлял народом не по слухам, которые ему приносили придворнвые клевреты, а по всему услышанному и увиденному. Подобным образом апостолы думали и о Христе. Они были уверены, что скоро Господь сбросит с себя смиренний облик и восстанет как царь всего мира. Именно с разочарованием в подобном мнении о Спасителе имел место так называемый кризис Иуды. Он пошел за Христом из-за выгоды, и со временем, видя, что от Господа нечего взять, что: «лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф.8:20), Иуда начал сам себя награждать: «Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали, и время от времени брал себе из этого ящика, потому что был вор» (Ин. 12:6) и в конце концов продал Господа за 30 серебренников, впал в уныние и покончил жизнь самоубийвством.

«Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем.» (Мк 10:38-39)Они снова не понимают, о чем идет речь. Выражение «пить чашу» означало принять на себя гнев Божий. Так, в псалме царя Давида об этом говорится следующее : « ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли» (Пс 74:9), а пророк Исаия говорит о том же следующее : «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис 51:17).  Христос принял на себя страдания за всех людей, выпил чашу гнева, которая предназначалась всему человечеству. Господь крестился, в смысле погружения, погрузился в море скорбей, как говорили о себе пророки и св. праведный Иов: «Волны бушуют надо мною и сомкнулись над моею головою, я погрузился в пучину бед и скорбей во искупление моих грехов». Но сыны Заведеови, не понимая слов Учителя, с легкостью отвечают, что  могут перенести то, о чем говорил Он.

«Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.» (Мк 10:39-40)

Действительно, впоследствии все апостолы пострадали за свого Божественного Учителя, все, кроме Иоанна Богослова, были мучимы за Господа. Но как понимать слова Спасителя о том, что седение, то есть спасенне, пребывание в Царстве Небесном не от Него зависит? Для правильного понимания этих слов нужно вспомнить святоотеческое учение о синергии нашого спасения. «Бог спасает нас не без нас» –  так учат они. С одной стороны, по словам ап. Павла: «Благодатью мы спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар» (Эф 2:8). Да, действительно, если бы Христос не искупил человечество Своей Кровью, мы никак не могли бы быть в примирении с Богом, не могли бы быть в Его Царстве. Но с другой стороны, по словам того же апостола мы: «В страхе и трепете совершаем свое спасение». (Флп 2:3). Святость – это не что-то такое, что дается даром, без участия человека. Преподобная Мария Египетская, день памяти которой мы сегодня совершаем, после покаяния долгих 47 лет, как свидетельствует свт. Софроний Иерусалимский в ее жизнеописании, провела в подвиге веры, молитвы, борения со своими помыслами. Святость – это ответ благодати Божией на старания и труды человека. Апостолы же думали, что их достоинство дает право им просить у Господа «тепленьких», хороших мест. Но Христос  своим ответом говорит следующее: мало быть моим учеником и ходить за мною, нужно: «Подвигом добрым подвизаться, течениежизни совершитьверу сохранить» (2 тим. 4:7) Иуда, как мы знаем, тоже был последователем Иисуса Христа, творил чудеса, изгонял бесов, исцелял людей, но потерял эти дары Божии за предательство и отступничество от Христа.

Ваше место в Царстве Небесном зависит от вас, от ваших трудов и подвигов. Но и тогда вы не займете первенственные места, потому что они уже заняты. Заняты Той, о Которой мы поем, что Она: «Честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения из Серафимов», т.е. Девою Мариею и пророком Иоанном, о которых Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Так Церковь и изображает на иконах Господа Вседержителя на престоле и Богородицу со Предтечею по правую и левую стороны от Него.

 «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 42:45).

Христос призывает своих учеников к смирению, и только смирением, уступчивостью друг другу, взаимопомощью восхищается Царство Божие.

Сегодняшний Евангельский рассказ научает нас взять свой Крест и идти за Господом. Мы свами, дорогие братья и сестры, находимся в Церкви – в Церкви, которая по словам ап. Павла является Телом Господним, в Церкви  которая за время своего двухтысячелетнего бытия всегда сострадала Господу, сораспиналась Христу, всегда пила чашу и крестилась крещением Господа Иисуса. Господь предупреждал своих учеников апостолов, а в их лице и всех нас: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин 15:18-21). Тот, кто следует за Господом, должен быть готовым претерпеть много скорбей. Как над Господом надругались, так и над верующими людьми будут издеваться, как Господа оклеветали без каких-либо поводов к клевете, ибо Он говорил иудеям: «Кто из вас обличит Мене во грехе», так на Церковь и верующих людей будут лжесвидетельствовать и наводить клевету. Все это мы наблюдаем в церковной истории. Все это было в начале христианской эры во времена гонений на Церковь от языческой власти, все это от богоборческого режима пережил наш народ в 20 веке, пройдя свою собственную Голгофу, все это мы переживаем и ныне, и будут переживать верующие люди до скончания века, до  времени пришествия Господа.

В то время, когда на Церковь, которая есть Тело Христово, клевещут, крича вместе с иудеями: «распни, распни Его», мы с вами не должны смущаться, колеблясь умом, мы не должны покидать Господа, как это сделали страха ради иудейскаго апостолы в тот роковой момент в Гефсимании. Мы должны пребывать в истинной Церкви и хранить веру отцов, дедов, прадедов, которую они вместе с новомучениками нашей земли сохранили для нас. Мы должны, несмотря ни на что, сораспяться Господу, не оставлять Его одного, а Он не оставит нас сиротами. В заповедях блаженств Христос утешал верующих: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.» (Мф 5:11). Аминь.

В конце службы архиепископ Иоасаф обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Архипастырское обращение владыки Иоасафа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пресс-служба Кафедрального собора.

(61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *