Издан новый церковный календарик

В честь 70 летия Кировоградской епархии УПЦ и 205 летия Кафедрального собора издан карманный церковный календарик на текущий 2017 год.

 

 

 

 

 

 

История Кировоградской епархии УПЦ

 
Кировоградская епархия имеет славную и насыщенную историческими событиями историю. На этой кафедре в разное время подвизались многие достойнейшие архипастыри, которые своей вдохновенной проповедью Евангелия и личным примером богоугодной жизни во Христе во все времена, даже в смутные годы открытого богоборчества, сохраняли в народе православную веру. Интересным фактом новейшей истории является то, что во времена большевизма в Кировограде деятельность Церкви не прекращалась. В то время, как ни в одном близлежащем областном центре – ни в Николаеве, ни в Херсоне, ни в Днепропетровске, ни в Черкассах – не было действующей кафедры, в Кировограде всегда был епископ, и церковно-приходская жизнь здесь не прекращалась, несмотря на крайне неблагоприятные условия, вызванные политической ситуацией в стране.
Основанием города Елисаветграда (ныне Кировоград) послужила крепость Святой Елисаветы, которая была основана 18 июня 1754 года по указу императрицы Елисаветы Петровны от 11 января 1752 года.
Крепость Святой Елисаветы была построена в дикой степи близ границы зимовщиков запорожских казаков на берегу реки Ингул. Прежде всего, она предназначалась для защиты, так называемой, Новой Сербии от набегов крымских татар. Новая Сербия стала заселяться выходцами из Сербии, Черногории, Валахии, Македонии и других балканских стран. Это были люди, которые покинули свою родину под руководством полковника Хорвата в связи с притеснениями православной веры со стороны австрийского правительства в бывшей Австро-Венгрии.
Кроме вышеназванных выходцев из балканских регионов, в окрестностях крепости Святой Елисаветы в середине XVIII в. начали селиться греки, молдаване, украинцы и русские старообрядцы.
Город Елисаветград с самого начала своего основания и до 1756 года относился к кафедре киевских Митрополитов, в ведении которых на то время была и вся Новая Сербия.
Согласно постановлению Священного Синода от 26 июня 1756 года Новая Сербия и приходы крепости Святой Елисаветы с прилежащими к ней казацкими слободами были зачислены в состав Переяславской епархии. 27 августа 1757 года к этой же епархии были зачислены две протопопии Киевской епархии – Кирилловская и Новомиргородская. В крепости Святой Елисаветы была образована Елисаветградская протопопия во главе с протоиереем Иоанном Орловским.
В 1764 году в этих трех округах было 57 церквей, а в 1775 году их число возросло до 81. Более того, в Молдавском гусарском полку было сооружено – 7 часовен.
В 1775-1778 г.г. состоялось открытие новообразованной на юге Российской Империи Словенской и Херсонской епархии, правящий архиерей которой сначала находился в г. Полтаве. Первым архипастырем этой новообразованной епархии был Высокопреосвященный архиепископ Евгений Булгарис. В Указе о назначении иеромонаха Евгения на новообразованную кафедру содержалась следующая небезынтересная и весьма лестная характеристика будущего Владыки:«По случаю переселившихся в тот край иноплеменников, не знающих русского языка, исповедующих однакож православную греческую веру, посвятить в архиепископа грека иеромонаха Евгения, яко мужа, высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова отлично одаренного».
28 ноября 1786 года Словенская епархия была переименована в Екатеринославскую, а в городе Елисаветграде было учреждено Духовное Правление.
По Высочайшему указу 27 января 1795 года была образована Вознесенская губерния, в состав которой входило 12 уездов, в том числе Елисаветградский, Вознесенский, Херсонский, Чигиринский, Уманский и Черкасский.
Но уже в 1796 году Вознесенская губерния была расформирована и вместо нее образована Херсонская губерния. Также была образована Херсонская епархия с местом пребывания епархиального архиерея в городе Одессе.
В 1812 году в Елисаветграде была построена церковь, там, где теперь находится кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1880 году было основано Елисаветградское викариатство с местом пребывания епископов в городе Одессе. В 1880 году архиепископ Херсонский и ОдесскийПлатон (Городецкий) получил разрешение Синода на открытие в епархии другого викариатства «с целью борьбы с сектантами» (вероятно, старообрядцами). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими. Местопребывание им было отведено в Одесском Успенском мужском монастыре на Большом фонтане.
Первым епископом Елисаветградским в 1880 году стал Неофит (Неводчиков),кандидат богословия, автор многочисленных статей религиозно-нравственного содержания и духовных стихотворений, издававшихся в православных периодических изданиях, таких как «Библиографические Записки», «Русский Архив» и «Кишиневские Епархиальные Ведомости». Многие годы он работал в должности инспектора и издавал «Одесский воскресный листок».
Через три с половиной года его сменил епископ Мемнон (Вишневский). Скромный владыка заслужил уважение своей любовью к частым церковным службам. Когда в 1891 году встал вопрос о назначении епископом Елисаветградским Преосвященного Акакия (Заклинского), владыка Мемнон остался при епархии, но пошел на повышение — его перевели в Херсон первым викарием с титулом «Новомиргородский».
Его преемник, владыка Акакий (Заклинский), был известен своими литературными трудами, преимущественно догматическо-апологетического характера, которые регулярно печатались в «Епархиальных ведомостях» в Херсоне, Воронеже и Томске.
Следующий архиерей, епископ Иоанн (Кратиров), прибывший из Херсонской епархии, где был епископом Сумским, уже через год, 23 августа 1895 года, уехал из Одессы в Москву на должность епископа Нарвского. Архипастырская деятельность владыки Иоанна имела чрезвычайный успех. Это объясняется тем, что епископ Иоанн был прекрасным специалистом в сфере пастырского богословия, поскольку еще 24 апреля 1867 года за курсовое сочинение под названием «О видах т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности» он был возведён в степеньмагистра богословия.
На должность епископа Елисаветградского 25 августа 1895 году был назначен старший член Петербургского духовного цензурного комитета архимандритТихон (Морошкин), который в течение восьми лет управлял Успенским монастырем. Он снискал искреннее уважение к себе за хорошее отношение к братии и прихожанам.
В 1905 году несколько месяцев кафедру занимал епископ Алексий (Дородницын).
Следующим епископом был преосвященный Хрисанф (Щетковский), известный миссионер, начальник Российской Духовной Миссии в Корее и инициатор постройки в этой стране первого православного храма. Его преемником стал известный своим глубоким чувством патриотизма и активной промонархической деятельностью, ректор Одесской Духовной семинарии архимандрит Анатолий (Каменский). В 1914 году епископ Анатолий получил назначение на Томскую кафедру, а на место викария был переведён епископ Прокопий (Титов), принявший мученическую кончину от рук безбожной советской власти 24 августа 1937 года, и причисленный к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году.
В связи с началом Первой мировой войны точные исторические сведения о дальнейшей судьбе православной иерархии в данном регионе отсутствуют. Известно, что c 1921 по 1923 годы епископом Елисаветградским стал Павел (Колосов). Из устных преданий известно, что в 1920-х годах викарием Одесской епархии, епископом Елисаветградской кафедры был Преосвященный Алексей (Боженов), который во время действия Украинской автономной православной церкви Московского патриархата возглавлял Елисаветградский викариат.
Как известно, в 1921 году указом патриарха Тихона автономная Украинская православная церковь была реорганизована в экзархат.
В 1922 году, судя по устным источникам, епископом Елисаветградским сталАнтоний (Панкеев), причисленный к лику святых новомучеников и исповедников российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви в 2000 году. Но уже в следующем, 1923 году, кафедру возглавил епископ Онуфрий (Гагалюк). Лишь три дня он был во главе паствы, поскольку его неожиданно арестовали. Сначала он пребывал в тюрьмах Елисаветграда и Одессы, а затем был отправлен в ссылку. Три года он поддерживал духовную связь со своей паствой через переписку, а также писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера.
На 1920-е годы пришлись гонения на Церковь, и в это смутное для всей страны время Кировоградская область прославилась подвигом веры многих мучеников и исповедников. Первым мученическую смерть от безбожников принял епископ Елисаветградский (позже Херсонский) Прокопий (Титов). По представлению Комиссии по канонизации святых при Священном синоде Украинской православной церкви он был причислен к лику святых. Также были канонизированы священномученики Антоний (Панкеев), Онуфрий (Гагалюк) иПорфирий (Гулевич), которые тоже были епископами в Елисаветградe, и многие другие исповедники православной веры, пострадавшие в годы тоталитаризма.
Во времена коммунистического режима город утратил не только ценные архитектурные сооружения и лучшую часть горожан, представителей интеллектуальной элиты города, интеллигенции, но и свое название в честь великой христианской святой. Это христианское название, разумеется, не могло оставить к себе равнодушными тех людей, которые главной целью своей жизни считали борьбу с Церковью Христовой. Именно поэтому в 1924 году город назвали Зиновьевском, в 1934 году — Кировым, а в 1939 году — Кировоградом. До сегодняшнего дня все попытки православных добиться возвращения городу исторического названия были безуспешными.
Последним викарным епископом Елисаветградской кафедры перед переименованием города был Кирилл (Квашенко). Назначенный в 1927 году, он оставался на кафедре до 1929 года. Возможно, последним епископом былОнуфрий (Гагалюк), поскольку Кирилл (Квашенко) во многих списках иерархии не значится, к тому же известно, что позже он принадлежал к обновленческой иерархии.
 
В «Журнале Московской Патриархии» за 1944 год, № 9, стр. 6-7 записано: «На кафедру епископа Кировоградского, викария Одесской епархии Патриаршим Местоблюстителем и Священным Синодом назначен иеромонах Сергий (Ларин).
Первую Божественную литургию в городе Кировограде епископ Сергий (Ларин) совершил в Свято-Рождества Пресвятой Богородицы кафедральном соборе 21 сентября 1944 года, а накануне – всенощную службу в Спасо-Преображенском соборе. За Божественной литургией епископ Сергий совершил первую хиротонию в Кировоградской епархии. Был рукоположен в диакона Всеволод Михайлович Затовский (в священники он рукоположен 24 сентября 1944 года). Отец Всеволод почил о Господе 4 сентября 1999 г. и погребен на территории Спасо-Преображенского собора города Кировограда.
В мае 1946 года Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Преосвященный Сергий, епископ Кировоградский, временно управляющий Одесской епархией, был назначен епископом Одесским и Кировоградским» (ЖМП 1946 г., № 5 стр.15).
По инициативе епископа Сергея в 1945 году в городе Одессе были открыты Двухгодичные пастырско-богословские курсы, которые в 1946 году были реорганизованы в Одесскую духовную семинарию, первый выпуск которой состоялся в 1947 году. Среди выпускников были и священнослужители Кировоградской епархии братья Всеволод и Леонид Затовские (отец Леонид почил о Господе 26 февраля1990 г.), которые закончили экстерном весь курс семинарии за два года.
В январе 1947 года в пределах одной Кировоградской области была впервые создана Кировоградская епархия. Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода ее первым епископом был назначен епископ Михаил (Мельник), которому был присвоен титул епископа Кировоградского и Чигиринского. На этой должности епископ Михаил находился один год.
В январе 1948 года Кировоградская епархия была реорганизована в новых административно-территориальных границах. В ее состав была включена Николаевская область, а правящий архиерей получил титул «Кировоградский и Николаевский».
Первым епископом Кировоградским и Николаевским стал ПреосвященныйФеодосий (Ковернинский), перемещенный на Кировоградскую кафедру из Черниговской епархии. О деятельности Преосвященного Феодосия есть данные в «Журнале Московской Патриархии» за 1948 год, где сообщается, что епископ Феодосий был организатором и инициативным руководителем патриотической деятельности Черновицко-Буковинской епархии, за что получил медаль «За доблестный труд в дни Великой Отечественной войны» (ЖМП, № 12, стр. 45).
В период управления Кировоградской епархией епископом Феодосием, летом 1948 года в городе Кировограде были организованы пастырско-богословские курсы в два потока: первый – в июле, второй – в сентябре. Курсами заведовал протоиерей Сергий Подольский, впоследствии – епископ Кировоградский и Николаевский. Богословские предметы на курсах преподавали протоиереи Петр Тарановский, Авксентий Гончар, Никита Ольшанский, Леонид Затовский. Слушателями курсов были, преимущественно, священнослужители Кировоградской области.
Епископ Феодосий управлял епархией плодотворно и успешно. Архиепископ Уманский Макарий, отпевавший почившего в 1980 году владыку Феодосия, в своем надгробном слове отметил доброту, христианское терпение, скромность и трудолюбие почившего иерарха. Погребен епископ Феодосий на Святошинском кладбище в Киеве.
Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 21 октября 1949 года на Кировоградскую и Николаевскую кафедру был назначен ПреосвященныйЕвстратий (Подольский), хиротония которого состоялась в Киеве 20 ноября. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Экзарх Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Херсонский и Одесский Никон, и епископ Уманский Илларион.
Деятельность епископа Евстратия оставила глубокий след в жизни Кировоградской епархии. Владыка Евстратий был родом из Кировоградской области и всю свою пастырскую деятельность провел на приходах Кировоградской епархии, прекрасно зная все насущные проблемы региона и те вопросы приходской жизни, которые требовали немедленного разрешения. Епископ хорошо знал жизнь духовенства, вникал в заботы приходов и предоставлял им существенную помощь в повседневной церковной жизни.
Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 21 декабря 1951 года епископ Сумской Илларион и епископ Кировоградский Евстратий были перемещены один на место другого (ЖМП, 1952г., № 1, стр. 12)
Деятельность епископа Иллариона в Кировоградской епархии не была продолжительной. Уже 16 ноября 1953 года Святейшим Патриархом Алексием и Священным Синодом епископом Кировоградским и Николаевским был назначен наместник Почаевской Лавры архимандрит Иннокентий (Леоферов), хиротония которого в епископский сан была осуществлена в городе Киеве (ЖМП, 1953г., № 12, стр. 3).
Служение епископа Иннокентия успешно продолжалось в течение пяти лет.
Владыка Иннокентий посещал приходы, знакомился с жизнью и деятельностью духовенства, всегда давал глубокие и существенные советы и наставления пастырям, был отзывчивым к просьбам прихожан, рукополагал новых священников и диаконов.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода от 28 августа 1958 года Преосвященный епископ Кировоградский Иннокентий был назначен на Алма-Атинскую кафедру (ЖМП, 1958 г., № 10, стр. 8).
9 ноября 1958 года на Кировоградскую кафедру был назначен известный миссионер на Дальнем Востоке, узник мордовских лагерей и бесстрашный борец с большевизмом митрополит Нестор (Анисимов), который управлял епархией до ноября 1962 года.
О митрополите Несторе в «Журнале Московской Патриархии» сообщается, что он был участником Всероссийского Собора в 1917-1918 г.г. и принимал участие в выборах Патриарха (ЖМП, 1962 г., № 12).
После кончины митрополита Нестора Священный Синод под Председательством Святейшего Патриарха Алексия на заседании 16 ноября 1962 года решил переместить на Кировоградскую кафедру епископа Черниговского Игнатия (Демченко).
С 25 мая 1965 г. по май 1977 г. во главе Кировоградско-Николаевской епархии был Высокопреосвященный архиепископ Боголеп (в миру Михаил Романович Анцух), который благостно окормлял вверенную ему паству в течение 12-ти лет.
За это время он заслужил нелицемерную любовь и искреннее уважение со стороны клира и паствы. Владыка Боголеп не отказывал никому ни в чем. Для всех он был открытым, для каждого находились у него доброе слово, мудрый совет и наставление. Он щедро делился со всеми, кто приходил к нему, теплом своего сердца, и каждый шел от него утешенным и умиротворенным. Советские власти, видя ревностное архипастырское служение владыки Боголепа, писали о нем, что он «принадлежит к числу наиболее реакционных и фанатичных правящих архиереев» (уполномоченный Совета по делам религий при СМ УССР по Николаевской области В. А. Чунихин). Очевидно, что такая характеристика со стороны богоборческой власти может свидетельствовать только о потрясающей преданности Владыки Боголепа своему делу, о его самоотверженности в деле служения на благо Церкви Христовой.
По причине тяжелой болезни архиепископ Боголеп был вынужден уйти на покой. Последний год своей жизни владыка находился в Свято-Успенском монастыре города Одессы. Высокопреосвященный Сергий, митрополит Одесский и Херсонский, неоднократно посещал больного владыку Боголепа и имел с ним братское общение.
16 мая 1978 года после продолжительной и тяжелой болезни, на 67-м году жизни, архиепископ Боголеп тихо и мирно ушел в вечность.
В связи с тем, что Высокопреосвященный Сергий, митрополит Одесский и Херсонский, находился в заграничной командировке, Святейший Патриарх Пимен благословил совершить отпевание почившего архипастыря Преосвященному Севастиану, епископу Кировоградскому и Николаевскому, который вечером того же дня совершил заупокойную литию.
18 мая в 8 часов утра началась заупокойная Божественная литургия, которую совершил Преосвященнейший епископ Севастиан в сослужении клириков Кировоградской епархии, монастырского и семинарского духовенства. После чина погребения гроб с телом архиепископа Боголепа была опущен в могилу на монастырском братском кладбище, расположенном в обители неподалеку от Успенского храма.
С 25 октября 1977 года по 1 октября 1989 года Кировоградско-Николаевскую епархию возглавлял Преосвященнейший епископ Севастиан. Епископ Севастиан(в миру Симеон Яковлевич Пилипчук).
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 6 октября 1977 года архимандриту Севастиану определеноо быть епископом Кировоградским и Николаевским (ЖМП, 1978 г., № 1, стр. 29-33). Хиротония состоялась во Владимирском кафедральном соборе города Киева 16 октября 1977 года.
Под руководством Преосвященнейшего Севастиана был отреставрирован Кировоградский кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а также много храмов в приходах епархии.
Владыку Севастиана знали как ревностного служителя Церкви Христовой, пылкого и неутомимого молитвенника, проповедника, доброго духовного наставника и старца, великого защитника православной веры. Владыка Севастиан неутомимо духовно окормлял паству вверенной ему епархии в течение 12 лет.
3 февраля 1992 года, будучи на покое в городе Умань Черкасской области, после непродолжительной болезни на 78 году жизни Преосвященнейший епископ Севастиан мирно отошел ко Господу.
С 1 октября 1989 года по 5 ноября 1998 года Кировоградскую кафедру возглавлял Высокопреосвященный архиепископ Василий (в миру Всеволод Степанович Васильцев) Хиротония архимандрита Василия в епископа Кировоградского и Николаевского состоялась 1 октября 1989 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.
Согласно решению Священного Синода от 20 июня 1992 года Кировоградско-Николаевская епархия была разделена на Кировоградско-Новомиргородскую и Николаевско-Вознесенскую епархии. Николаевско-Вознесенской епархией временно (до 25 августа 1992 года) руководил епископ Кировоградский и Новомиргородский Василий, а потом ее возглавил Преосвященный Варфоломей, епископ Луцко-Волынской епархии.
28 июля 1994 года во время праздничной Божественной литургии в Свято-Покровском женском монастыре г. Киева Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины епископ Василий был возведен в сан архиепископа.
Согласно постановлению Священного Синода УПЦ от 27 декабря 1994 года (Журнал № 30) под Председательством Блаженнейшего Владимира, титул архиереев Кировоградской епархии был изменен на «Кировоградский и Александрийский».
5 ноября 1998 года Владыка Василий по состоянию здоровья Священным Синодом был зачислен за штат.
21 ноября 1998 года после тяжелой болезни, на 71 году жизни архиепископ Василий тихо и мирно почил о Господе. Согласно завещанию, усопшего архипастыря похоронили на территории Спасо-Преображенского собора г. Кировограда.
В течение всей жизни Владыка Василий плодотворно трудился во славу Божию, и где бы он ни служил, он неизменно оставлял о себе добрую славу. Но более всего его организаторские и проповеднические способности ему удалось реализовать в Кировоградско-Николаевской епархии, которой он руководил 9 лет.
Постановлением Священного Синода УПЦ от 29 июля 1998 года (Журнал № 42) под Председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, епископом Светловодским, викарием Харьковской епархии назначен Епископ Пантелеимон (в миру Павел Михайлович Романовский).
В соответствии с постановлением Священного Синода от 5 ноября 1998 года (ЖМП, 1998, № 55) Епископ Пантелеимон (Романовский) назначен управляющим Кировоградской епархией с титулом Кировоградский и Александрийский.
Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 27 июля 2007 года (Журнал № 68) Кировоградская епархия была разделена на две самостоятельные – Кировоградскую и Александрийскую.
В Кировоградской епархии остались следующие районы Кировоградской области: Ольшанский, Гайворонский, Головановский, Добровеличковский, Кировоградский, Маловисковский, Новоархангельский, Новомиргородский, Новоукраинский, Ульяновский.
К Александрийской епархии отнесены Бобринецкий, Долинский, Знаменский, Компанеевский, Новгородковский, Александровский, Александрийский, Онуфриевский, Петровский, Светловодский и Устиновский районы.
Преосвященные Кировоградской епархии в дальнейшем именуются «Кировоградский и Новоархангельский», Александрийской – «Александрийский и Светловодский».
Управление Кировоградской епархией оставлено за владыкой Пантелеимоном (Романовским). Епископом Александрийским и Светловодским был назначен Преосвященный Пантелеимон (Бащук), который до этого управлял Северодонецкой епархией.
Согласно просьбе епархиального совета Кировоградской епархии, решением Священного Синода (журнал №106 от 14 ноября 2007 г.) титул управляющего Кировоградской епархией был изменен на «Кировоградский и Новомиргородский».
Решением Священного Синода в январе 2007 года на базе православного храма с домовым помещением открыт Свято-Елисаветинский мужской монастырь.
Настоятелем обители назначен архимандрит Мануил (Заднепряный).
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал № 4 от 10 февраля 2011 г.) под Председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, архиепископ Пантелеимон (Романовский) был освобожден от управления епархией по состоянию здоровья и зачислен за штат. Его преемником стал нынешний правящий архиерей Кировоградской и Новомиргородской епархии Преосвященный епископ Иоасаф (Губень).
По признанию самого владыки Иоасафа, при ознакомлении со сложившейся в епархии ситуацией он столкнулся с несколькими серьезными проблемами. Это и крайне малое количество храмов в самом областном центре, и низкий уровень авторитета Церкви среди жителей региона. Однако ряд инициатив правящего архиерея, направленных на улучшение ситуации в епархии, уже начинают давать конкретные результаты. В течение 2011 года в городе было освящено несколько мест под строительство храмов: на ул. Полтавской (возле Ангела-Хранителя), возле завода «Креатив», в Дендропарке и на массиве «Николаевка». Кроме того, начато строительство нового корпуса Епархиального управления.
В данное время в истории Кировоградской епархии начался новый период, новый этап ее развития. История Православия на Кировоградской земле, богатая на разного рода события, должна стать для всех нас источником духовной и житейской мудрости, для того, чтобы мы, как члены Церкви, не только сумели сделать правильные выводы из каких-либо возможных ошибок наших предшественников, но и сумели подражать им в их великих свершениях. Лион Фейхтвангер писал: «У истории, как и у природы, есть свои законы». С этим тяжело не согласиться, поскольку сама история учит нас и воочию демонстрирует нам, что человек, не помнящий своего прошлого, – обречен на то, чтобы пережить его вновь. Мы верим в то, что в истории Кировоградской епархии будет еще немало славных страниц, ибо мы знаем, что Господь, по Своему неложному обетованию, никогда не оставляет Церковь (см. Мф. 28:20), Которую Он стяжал Своей Кровью (см. Деян. 20:28).

(39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *