«О сем познахом любовь, яко Он по нас душу свою положи…
Чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною.
И о сем разумеем, яко от истины есмы»
(1 Ин. 3:16, 18-19)

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эту радостную и спасительную ночь, в которую «празднует мир, видимый же весь и невидимый», а верующие сердца в светлом порыве глубокой и искренней радости сливаются в единый могучий пасхальный гимн Воскресшему Господу, поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасха Господня – это сущность христианской веры и христианской надежды, торжество и принятие всего доброго, светлого и святого, бесценного для нас.
Святая Пасха переживается нами не как событие давней истории, но как торжество действительной встречи с Восставшим от Гроба Христом Жизнодавцем, и оттого сердца наши преисполняются светлой духовной радости. Воскликнем же вместе со святителем Андреем Критским: «Христос воскресе днесь, – людие, радуйтеся и торжествуйте светло! Прииде Свет, прииде Христос, прииде Благодать, прииде Истина! Прииде всяческим Жизнь и Воскресение!»
Наша пасхальная радость – это радость обновления всей нашей жизни в жизнь нетленную, стремление к бессмертному добру и нетленной красоте. Всем отверзает Господь благодатный источник этой радости и не спрашивает сегодня, в который час кто вышел на делание свое. Знает Он верных Своих, трудившихся от первого часа, но знает и то, что пришедшие к одиннадцатому часу преодолели, быть может, самую трудную часть пути.
Обращая ликующие пасхальные песнопения к Восставшему из мертвых, Первенцу среди умерших (1 Кор. 15, 20), мы и в самих себе ощущаем чудо совоскрешения: мы более не мертвы духовно, но живы благодатию Божией, искупившей нас от греха и смерти, соделавшей нас во Христе новым творением.
Это чудо творит любовь Воскресшего Спасителя, победившего смерть Крестным Подвигом. Откровение о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), – это величайший дар Воплотившегося Сына Божия человечеству. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою», – говорит нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 16). Эта Любовь преображает, очищает и освящает все вокруг нас. Поэтому «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18), чтобы, следуя заповеди Спасителя о жертвенной, самоотверженной любви к людям, приобщаться к Божественной любви, которая, разгоревшись в наших сердцах, неугасимой пасхальной радостью наполнит и всю нашу жизнь. Именно через стяжание и воплощение этой подлинной любви мы «узнаём, что мы от истины» (1 Ин. 3, 19), ибо Божественная истина – это душа Божественной любви. Следовательно, любовь истинна, когда она воплощает евангельские дела: милость, прощение, благосклонность, молитву; а не проповедует ненависть, вражду и неприязнь по отношению к другим, осуществляя разбои, захваты храмов и избиения. Не такую любовь заповедует ученикам Своим Господь! Поэтому является лжецом и не имеет в себе истины тот, кто говорит одно, а делает другое. Ибо любовь Христова – любовь от дел и истины.
Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства – Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Вера в Воскресение Христово есть сила Божия, которая просвещает, обновляет и созидает нас. Если в сердце человеческом находится место для Христа Воскресшего, воскресает и обновляется и сам человек, а вместе с ним и мир, окружающий его.
«Мы нуждаемся в Боге, который воплотился и умер, чтобы мы возродились», – говорит святитель Григорий Богослов в своем Слове на Пасху. И это религиозное чувство, чувство ревности по благочестию и сохранению истинной и спасительной веры в Воскресшего Господа, в нашем благочестивом народе воспитала Православная Церковь. Развиваясь веками, она произвела свои особенности и создала собственные национальные формы: свою традицию, свои богослужебные чины и обряды, свой священный церковно-славянский язык и праздники. Веками она духовно поддерживала свой народ, освящала благодатью Духа Святого через Таинства и священнодействия, укрепляла его в единстве веры Православной и познании Сына Божьего, приводя в «мужа совершенна, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).
Православие теснейшим образом соединилось с нашим народом, стало его неотъемлемой частью, его живой душой. Наши боголюбивые предки отличались высоким благочестием, были искренне верны своей вере православной, и нередко даже свою жизнь отдавали за ее чистоту и хранение.
Нашему поколению Господь явил особую милость – своими глазами видеть возрождение Святого Православия. Но сегодня на нас также лежит и огромная ответственность: мы не должны позволить отнять у Святой Церкви право занимать подобающее ей место в жизни нашего Отечества; лишить Ее возможности помогать людям обретать путь к Богу, созидая свою жизнь в правде, любви и верности Христу.
Серьезным вызовом современности является сфера церковно-государственных отношений в Украине. Продолжается дискриминация канонической Церкви, сопровождаемая грубыми нарушениями прав ее верующих, разжиганием межконфессиональной ненависти. До сих пор не отменен закон №2662, принятый предыдущей властью, которым принуждают сменить уставное название Украинской Православной Церкви.
На сегодняшний день в Верховной Раде также зарегистрировано ряд других законопроектов, критерии которых весьма размыты, что дает свободу широкой и неоднозначной их трактовке. В современных условиях применения избирательного права, сопряженного с недавно появившейся практикой внесудебных решений, подобные законодательные инициативы направлены на то, чтобы лишить Церковь возможности защиты, и поставить ее вне юридического поля.
Данные законы и законопроекты нарушают фундаментальные права человека, дискриминируют по религиозному признаку миллионы верующих граждан Украины, имеющих право на свободное вероисповедание, которое им гарантировано основным законом – Конституцией Украины. В соответствии со ст. 1 Конституции, «Украина – демократическое и правовое государство», которое должно обслуживать гражданское общество. А важной составляющей гражданского общества является свобода совести. Государство – институт права, порядка и подавления зла, но не человеческой воли и свободы. Государство, попирающее свободу человека и достоинство личности, в такой же степени, как и анархия, противоречит Божией воле о государстве и человеке.
Как быть тем миллионам людей, которые принадлежат к УПЦ по всей стране, которые говорят на украинском языке, поют украинские песни, платят налоги, служат в армии…? Все они чувствуют себя украинцами, ассоциируют себя с Украиной. Они не являются гражданами другой страны. А их фактически вынуждают называться «иностранцами на своей родной земле», принадлежать к мифической «иностранной Церкви в Украине». Но государство не должно и не имеет права решать, к каким религиозным конфессиям принадлежать или не принадлежать, и в какие храмы ходить или не ходить его гражданам! Нельзя отбирать у людей право чувствовать себя полноценными и полноправными гражданами своей страны, которые любят ее и болеют за ее будущее!
Впрочем, все это не ново для нашей Церкви, история гонений на которую свидетельствует об ее истинности, ибо непреложными остаются для нас слова Спасителя: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Поэтому мы «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 11-13).
Но страдая сами, мы не можем позволить, чтобы страдала истина. Когда мы это осознаём и подчиняем этому свои личные чувства, в человеке с сильной верой это вызывает решимость, и он идет своим путем среди бушующего мира как победитель.
И именно в свете Воскресения Христова мы обретаем подлинное значение наших страданий. Только Воскресение Христово напоминает нам об истинной цели нашего земного странствования, наполняет нашу жизнь смыслом и вселяет уверенность в будущем. Это так необходимо для нас в наше непростое время, с его трудностями и проблемами. К кому нам идти и где искать истины? Истина одна – это Господь наш Иисус Христос. «Я есть путь, и истина, и жизнь», – говорит Спаситель (Ин. 14, 6). Эти слова Господа дают нашей душе, нашему сердцу мир и успокоение. Как бы нам трудно ни было, мы должны помнить, что Он с нами, что непреложным осталось Его обетование: «…и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Христос Спаситель, Своим Воскресением победивший смерть, помогает и нам побеждать все трудности и невзгоды нашей земной жизни.
Возлюбленные о Господе, дорогие отцы, братья и сестры! День Воскресения Христова пусть будет для нас радостным напоминанием ревностно хранить веру наших отцов и дедов, ценить и руководствоваться ею в своей жизни. Потому что именно она сохраняла, сохраняет и будет сохранять до скончания века нашу родную землю и наш благочестивый народ.
Свет Христова Воскресения да озарит сердца всех наших соотечественников, изгоняя дух разобщения и раздоров, а Православная Церковь, верная святым канонам, всегда будет молиться и духовно взращивать истинных сынов Царства Божия и преданных сынов земного Отечества.
«Сколько много мы не повторяли бы слова нашего пасхального приветствия, – пишет святитель Филарет (Дроздов), – мы никогда не устанем их повторять, ибо при их возглашении как бы меняется все вокруг». Приложим же все свои силы для того, чтобы эти изменения действительно стали реальностью нашей жизни.
И нет дела более угодного Богу, чем принести эту святую радость тем, кто в эти дни лишен возможности быть в храме, – больным, одиноким, находящимся в заключении, людям пожилого возраста. Это праздник для всех, без различия социального и материального положения. Христос Воскрес для всех нас, для всего человечества.
Пусть этот светлый праздник Воскресения всегда будет для всех нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью. И пусть милосердный Господь помогает нам терпеливо и безропотно нести тяготы земной жизни в надежде, что придет время, когда мы услышим желаемый голос Спасителя нашего: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25,34).

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

+ Иоасаф
митрополит Кировоградский и Новомиргородский

Пасха Христова, 2021 год

(6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *