«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем к Нему». Никакая церковная молитва не обходится без этого троекратно усиливающегося призыва, идущего еще из ветхозаветных времен (Пс. 94:6). Молитва есть одно из самых сильных проявлений любви к Богу, если эта молитва, конечно, искренняя. Молитва – это самое важное из благ, причина всякой добродетели, что для рыбы вода, то для человека молитва. «Молитва, − говорит святитель Иоанн Златоуст, − освежает ум, прогоняет опасность, очищает грехи и сберегает душе добрые нравы». Поэтому, кто не молится Богу и не желает постоянно наслаждаться Божественным общением, тот мертв и бездушен.
Святая Православная Церковь всегда учила и учит, согласно апостолу Павлу: «Вся благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14:40). Всякая молитва христианина должна выражаться во внешних проявлениях, внешняя обрядовая сторона в молитве неизбежна, потому что сама природа человека требует, чтобы внутреннее движение, действие души выявлялось, обнаруживалось в теле. Душа, по непосредственному внутреннему стремлению к Богу, будучи не в состоянии заключиться и пребывать в самой себе, должна обнаруживать свои чувства и действия в теле. Дух и тело соединены в человеке не механически, но тесной связью, так что душа и тело представляют в нем единое неразрывное существо и единую личность. Таким образом, человек должен служить Богу всем своим существом, не только духом, но и телом. Вот почему апостол Павел и сказал: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). И чтобы в душах верующих всегда горел огонь внутренней любви к Богу, Святая Православная Церковь установила внешний обряд во время молитвы, который устанавливает единство, порядок и благолепие при богослужении. Молитва наша сопровождается символом христианства – крестным знамением, наклонением головы в знак смирения и почтения, а также поясными и земными поклонами. Кроме того, бывает и лежание ниц с главой преклоненной до земли, например, во время чтения молитв на вечерни в день Сошествия Св. Духа или при великом входе на Литургии Преждеосвященных Даров. Земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, потому что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо. Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения и покорности воле Божией, как благой и совершенной. Богослужение в Православной Церкви совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь. Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворенные по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву и делают ее проникновенной.
В соответствии с этим Церковь устанавливает дни, когда земные поклоны прямо запрещаются, ибо противоречили бы смыслу празднуемого события. Такими днями являются прежде всего все воскресные дни, все дни Пятидесятницы и вообще все полиелейные дни, то есть дни, перед которыми совершаются торжественные всенощные бдения с полиелеем. Особенно твердо устанавливается это правило для дней Пятидесятницы и всех воскресных, что соответствует, невидимому, древнейшему церковному преданию. Об этом свидетельствует тот факт, что запрещение поклонов в эти дни уже первым Вселенским Собором в 20-м правиле распространяется на всю Церковь. «Поелику, − говорится в этом правиле, − есть некоторые, которые преклоняют колена в день Господень и в дни Пятидесятницы, то дабы во всякой области все было одинаково, Святой Собор постановляет, что в те дни должно стоя приносить молитвы Богу».
Стояние без земных поклонов, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощью Божией победившие грех, уподобятся ангелам, о которых Церковь поет, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а еще полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять ее словесной молитвой, но и исповедовать ее самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре.
О поклонах вообще говорится во многих местах Священного Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» (Быт. 24:26). Так Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоволения (Быт. 17:3). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои (Чис. 16:22). Пророк Иезекииль, при виде славы Господа пал на лицо свое (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян. 9:3-6). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр. 4:10). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу Отцу, повергся на землю и молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей (Мф. 26:39).
Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23). Каждый православный человек, становясь на молитву, должен четко понимать и осознавать, что совершая земные или поясные поклоны, он это делает не автоматически по привычке, не потому что это просто церковный обряд, а потому что это есть наше выражение чувств: благоговения и благодарности. Можно сказать так: поклон – это как бы один из многих внешних инструментов для внутреннего делания. Поклон нужен молящемуся подобно слову молитвы; он выражает те чувства покаяния и душевного расположения, которые затруднительно выразить словами. Как жесты делают речь выразительнее, так и поклоны помогают молящемуся лучше выразить и донести молитву до Бога. Еще думаю, поклон нужен, чтобы помочь человеку придти в состояние покаяния, душевного сокрушения, хотя бы немного осознать свою ничтожность пред Божиим величием. Поклон выражает нашу готовность покориться воле Божией. Для гордого человека склонить перед кем-то голову, бывает, стоит тяжелых душевных усилий. И поклоны во время церковной службы помогают ему победить в себе гордость, смириться… Иными словами, поклонение «духом и истинною» прекрасно выражается и усиливается поклоном телесным.
Недалеки те времена, когда молодых людей на службе было настолько мало, что складывалось впечатление, что вот, лет через десять перемрут последние старики и старухи, и храмы опустеют… Однако Господь не попустил сему случиться. Молодые пришли в церковь и стали перенимать «навыки благочестия» у старших. Благочестия старики не утратили, а вот сил уже нет, колени не гнутся, да и руки тоже. А часто молодой человек, недавно переступивший порог храма, имеет преувеличенное понятие о благочестии и знании церковных обычаев теми, кто пришел раньше него; и уж наверное, он не заподозрит в небрежности или незнании седобородого старика. Молодому трудно понять, что старик руку до правого или до левого плеча при крестном знамении не доносит не потому, что так надо, а потому, что не гнется рука у него. И спина не гнется… И вот часто вполне здоровые молодые люди совершают поясные поклоны по-стариковски, одним лишь легким киванием. Вообще люди в наше время почти перестали кланяться. Даже при прощании, при встрече друг с другом, тем более, при желании попросить за что-то прощения, извиниться. Распространенный ныне стереотип современного преуспевающего человека выражается чаще всего гордо поднятой головой с оскалом бессмысленной улыбки. Система ценностей, на которую с каждым годом все более ориентируется наше общество, практически не знает смирения, почтения, благоговения, − того, что, собственно, и выражается поклоном. Поклон воспринимается в наше время как знак унижения, слабости. И мы видим, как быстро, на глазах, поклоны исчезают из повседневной жизни. Почтительные поклоны воспринимается как старомодный, отживший обычай. И можно ли удивляться, что и в церкви поклоны постепенно превращаются в «легкое кивание»? Кому-то этот церковный обычай единодушного, одновременного поклонения может показаться слепым следованием обряду, выполнением непонятных и даже совершенно чуждых для современного человека телодвижений.
Времена меняются, меняются обычаи, и так ли уж важно эти обычаи пытаться сохранить? К этому вопросу рано или поздно приходит всякий, задумывающийся о месте обряда в церковной жизни, о соотношении внешнего и внутреннего в духовной жизни человека.
Иерей Владимир Кашлюк
(355)