В новых условиях демократии и гласности, современные государства постсоветского пространства именуются демократического – правовыми государствами, где свобода Церкви и независимость от государства обеспечены Конституцией. Но такими отношения Церкви и государства были не всегда. 90-е годы 20 века насыщены не только экономическими, социальными реформами, но и процессами политических трансформаций, на основе которых возникли церковные расколы. Многие современные политики Украины, критикуя империализм России, совершили такую же непоправимую ошибку, поставив в зависимость от государственных и национальных интересов духовную жизнь православной Церкви на Украине. Одной из трагических страниц в духовной жизни Украины времен независимости, является искусственное создание церковных расколов внутри Православия при активном содействии бывшего президента Украины Леонида Кравчука и других украинских политиков. Не удивительно, что идеологами этих разрушительных проектов для целостности Церкви, выступают радикально настроенные националисты. Складывается такое впечатление, что многих украинских «христиан-патриотов» больше волнуют не проблемы проповеди Евангелия всему миру, а вопросы нации и украинского языка.
Далекому от Церкви человеку, разумеется, не известны тонкости внутрицерковных отношений. Прежде всего, критики Церкви склонны искать главную, с их точки зрения, причину всех нестроений – в вопросах материальных. Спешу разочаровать: зависимость УПЦ от РПЦ исключительно каноническая. Никаких финансовых потоков церковного происхождения через украинскую границу в Москву не течет. УПЦ абсолютно независима в своих финансовых отношениях. Она действительно самоуправляемая, автономная часть единой Русской Православной Церкви. Епископат Украины избирается решением «на местах», и никакой «руки Москвы» там нет и в помине. Даже самостоятельно епископы УПЦ избирают предстоятеля нашей Церкви из числа ураинского епископата. И только после избрания подается отчет о принятом решении и патриарх Московский утверждает это постановление.
Распад СССР поставил Русскую Православную Церковь на грань серьезного кризиса. Бывшие униатские приходы в одночасье вернули себе принадлежавшие им ранее храмы, прихватив при этом и часть православных. Пролилась первая кровь погромов. УГКЦ пользовалась огромной поддержкой возродившегося украинского национализма. Это оказалось первым ударом по верующим – и страшной платой за вмешательство сталинского государства в дела церкви.
Однако главная опасность раскола проявила себя в начале 90-х. Киевский митрополит Филарет (Денисенко), после кончины патриарха Пимена (Извекова) в 1989 году, исполнял обязанности местоблюстителя патриаршего престола. По сложившейся традиции он претендовал на то, чтобы стать предстоятелем Церкви. Но на Соборе 1990 года патриархом был избран Алексий II. Митрополит Филарет попытался воспользоваться ситуацией распада страны, чтобы провозгласить «церковную независимость» Украины.
В 1990 году структура Русской Православной Церкви начала серьезно меняться. В свете стремительно развивавшихся событий встал вопрос о реформе системы управления епархиями РПЦ на территории тогда еще союзных республик.
9 июля 1990 года в Киеве, состоялось совещание епископата УПЦ, и было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду РПЦ, где со ссылкой на § 21 решений Поместного Собора 1990 года испрашивалась расширенная автономия для Украинской Православной Церкви.
25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор РПЦ принял решение относительно статуса УПЦ: 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 3. Предстоятель УПЦ носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 4. Синод УПЦ избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси в киевском соборе Святой Софии провозгласил независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви.
Но, не смотря на существенные перемены в церковном управлении УПЦ, после провозглашения независимости и суверенитета Украины 24 августа 1991 года, бывший митрополит Киевский (нынешний лжепатриарх Филарет), стал все активнее, интегрируясь в политические реалии Украины, требовать полного отделения УПЦ от РПЦ и признания украинской автокефалии. Его требование было отвергнуто Архиерейским Собором РПЦ, потому как этот вопрос об автокефалии, разделял украинский православный народ, но митрополит Филарет (Денисенко), начал упорствовать и проявлять не подчинение Церкви. За не послушание высшему руководству Церкви, митрополит был смещен с Киевской кафедры, а на древний Киевский престол, Харьковским Архиерейским Собором УПЦ (1992г), был избран митрополит Владимир (Сабодан).
Однако, для того чтобы реализовать свою «национальную идею», Филарет, с помощью светской власти вошел в общение «Украинской Автокефальной церковью» вместе с которой собрал «Объеденительный собор» и основал свою юрисдикцию «УПЦ Киевского патриархата». В 1995 году, после смерти лжепатрираха Владимира (Романюка), собором УПЦ КП, был избран «патриархом» Филарет. В 1997 году, за раскольническую деятельность, за свое клятвопреступление, Собор РПЦ, отлучил Филарета от Церкви и предал анафеме.
На сегодняшний день, филаретовский раскол, движения автокефалистов и униатов, это ничто иное, как попытка разделить и ослабить наш народ, оторвать его от единства Христовой Церкви, и просто уничтожить тысячелетнее духовное наследие Святой Руси. Но Церковь она не преодолима, потому что ее основал Бог. И всякая попытка создать свою «церковь», «независимую» или «автокефальную», без необходимой потребности и единогласного согласия священноначалия и народа – это есть прямое соработничество диаволу в деле разделения Тела Христового.
Раскольники, вместо того чтобы принести покаяние Богу, они начинают клеить на себя ярлык «настоящих патриотов», «страдальцев за независимость Церкви», «особо любящих украинскую культуру и язык», и таким образом манипулируют чувствами нашего народа. Для того чтобы как – то реализовать себя в обществе, раскольники начинают заниматься проектами так называемого патриотического воспитания, государственными вопросами формирования «национальной идеи» и «национальной безопасности», забывая при этом, что такие «проекты», заменяют небесные ценности Христа спекуляциями на тему свободы и нации, которые являются основой всех церковных расколов националистического характера. Богословским и аргументированным ответом на политические и раскольнические высказывания о Церкви и нации, являются глубокие церковные размышления ректора, профессора КДАиС, архиепископа Антония (Паканича): «Необходимо помнить, что Церковь единая и соборная и что фундаментальным элементом ее структуры является не нация, а собрание верующих на служение Божественной Евхаристии. Автокефалия не может трактоваться как синоним независимости государства. Поэтому в отношениях между церковным и национальным элементами, следует строго соблюдать иерархию критериев и приоритетов. Национальное измерение должно служить Церкви, а не подчинять ее себе. Нация не может отождествляться с Церковью так точно, как и Церковь не может сводиться исключительно к нации».
Православное учение, с точки зрения экклезиологии проливает свет на то, что любые «национальные идеи», как корректировка институционального бытия Церкви – является тяжким грехом. Деление людей на «своих» и «чужих» противоречит соборности Православной Церкви. Следует напомнить, что в Православии «соборность» Церкви сосредоточена исключительно в таинстве Евхаристии. Как замечает Предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан): «Евхаристическое собрание Церкви преодолевает не только социальные, культурные, политические, но и национальные разделения и несовершенства». По этой причине любые разделения по национальному признаку в жизни и богословии Православной Церкви, являются неприемлемыми. Нужно откровенно сказать, что национальные приоритеты отдельных «церковных политиков», в действительности служат только для прикрытия их личной выгоды и корысти. Такие узкие взгляды «национально сознательных» лидеров, заслоняют собою вселенскую природу Православия, превращая Тело Христово в «Церковь украинских князей и гетманов» или в «этнический клуб» по национальным интересам. Трагизм этого процесса заключается в том, что он наносит огромный ущерб православной вере. Принимая такую национальную и идеологическую мифологию, христиане в лучшем случае становятся хранителями народной культуры, а главное достоинство, заключается только в эстетической стороне.
В церковных расколах, как правило, инициатором развития и прогресса раскольнической деятельности, является государственные политики. Это видно из слов самого раскольника, лжепатрираха Филарета, который провозгласил экклезиологическую ересь: «Независимая Церковь не может существовать без независимого государства». Если в серьез принять эти слова, то выходит, что в первые века христианской истории без власти Рима, без «патриотического» одобрения иерусалимских властей не могла существовать Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь? Видный православный богослов, митрополит Иларион (Алфеев), размышляя на эту тему, говорит: «Почти везде Православные Церкви являются наднациональными. Например, Иерусалимский патриархат – это Израиль, Палестина и Иордания, Александрийский патриархат – это вся Африка. Представьте себе, если мы начнем делить патриархаты на маленькие Церкви, по принципу соответствия национальным границам… Нам придется поделить Александрийский Патриархат на 50 частей! Так что мы никак не можем согласиться с тем, что – бы на основе откровенно политизированного лозунга, создавалась автокефальная Церковь».
Сегодня «национальная любовь» превысила любовь к Православной Церкви и ко Христу, заставив современных раскольников в безудержной ненависти ополчиться на своих же братьев во Христе, не разделивших их настроений. Особенно это заметно, когда нашу страну посещает патриарх всея Руси, и вместо того чтобы проявить свою братскую и христианскую любовь, раскольники проявляют свою «национальную любовь» словами: «Геть московського попа…». Христианский народ должен существовать без христианского национализма. Национальность – это положительная ценность, обогащающая жизнь человечества, а национализм – это эгоистическое самоутверждение, а также презрение и ненависть к другим народам. Христианское понимание национальной идеи, воплощается только на основе единства человека с Богом и единства людей в Боге. Важно понимать, что православное богословие, не подверженное националистической идеологии и политической целесообразности, не признает существование национальных Церквей, потому что это противоречит вселенской миссии проповеди Евангелия всему миру. Наличие национального фактора в церковной жизни, относится к внешней институциональной стороне церковного развития, и социальному устройству, которое является вторичным по отношению к догматическим основаниям Церкви. Современное общество постсоветского периода стало свидетелем подмены абсолютных христианских ценностей секулярными вопросами. Увлекшись идеологией национализма, православные христиане отступили от вселенской полноты восприятия жизни, заменив ее временными и переходящими узкими национальными интересами.
Следует отметить, что православная жизнь в современном мире предполагает положительное отношение к подлинному патриотизму, любви к родной земле и культуре, но решительно выступает против национализма в любых его проявлениях, так как происходит потрясающее разделение единства Церкви и православного народа.
Вот уже более чем полтора десятилетия, прошедших со времени обретения государством Украина своей независимости, политики националистического направления и «автокефальные» раскольнические сообщества не только со всей очевидностью показали полную бесперспективность и гибельность избранного ими пути, но и во многом своими действиями дискредитировали саму идею автокефалии УПЦ. Подавляющее большинство православных верующих Украины, отказывались последовать за раскольниками, и сохраняет верность Русской Православной Церкви. В то время непрекращающиеся попытки вмешательства в церковную жизнь со стороны некоторых государственных политиков Украины, которые продолжает настаивать на необходимости создания единой национальной Поместной Церкви, не дают уврачевать раскол, но наоборот, обостряют существующие цивилизационные противоречия и проблемы церковного единства.
Иерей Владимир Кашлюк.
(114)