Основанная в 1754 году крепость святой Елисаветы была расположена на пересечении торговых путей, поэтому неудивительно, что уже с момента ее закладки тут возникают ярмарки. Впоследствии здесь регулярно проходили 4 ярмарки на протяжении года. Съезжались на эти ярмарки торговые люди не только Российской империи, но и других стран. Греческие купцы даже организовали на берегу Ингула чуть ниже крепости небольшое поселение и заложили неподалеку от ярмарочной площади (на месте которой сейчас находится спортивная школа № 1) свой деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 года в память царя Константина, а позже переименованный в честь Владимирской иконы Божьей Матери. А по началу елисаветградские греки в 1760 году под руководством выходца из Венеции грека Ефима Темелия выступили с прошением о сооружении своего храма в городе и об открытии при нем приюта для нищих безъязыких (немых) из их братии… Уже в следующем 1761 году греки-мастера из Нежина начали работу. Строительство церкви длилось около семи лет, после чего был освящен Центральный престол, хотя на тот момент боковой придел еще не был закончен. Так у елисаветградских греков появилась в городе своя церковь, и они заведовали через ктиторов ее делами, увеличивая церковную казну.
Кроме того, они сами выбрали священника, который совершал богослужения на греческом языке. Но перед освящением своей церкви греки сделали еще один очень важный шаг к устройству своей независимости. Еще в начале 1764 года все тот же венецианец Ефим Темелий (который первым подал прошение о сооружении греческой церкви) «со товарищами» подали Новороссийскому генерал-губернатору Мельгунову «всенижайшее донесение» (прошение), а в последующем 1765 году уже избирали из своей среды двух старшин, которые служили исполнительным органом самоуправления греческой общины.
Из метрических книг за 1780-1790 г. г. видно, что в 1784 году прихожанами Греческой церкви считались 1040 человек, а в 1793-1815 г. г. греков в приходе церкви уже не было, если не считать подвижных торговцев.
В метрических книгах теперешнего Кафедрального собора есть записи о семействе М. И. Кутузова, семья которого несколько лет жила в Елисаветграде и находилась в приходе Греческой церкви. Вот их содержание:
1. 1790 января 16 дня М. И. Кутузов свидетельствовал брак своей крепостной.
2. Того же года 17 июля супруга его свидетельствовала брак своих крепостных.
3. Того же года октября 20 дня благочестивый священник Григорий Саражинович погребал младенца Николая, 1 года, сына Кутузова.
4. 1789 г. января 1-го дня тот же священник крестил младенца Ксению, дочь Кутузова.
5. 1790 г. 31 дня тот же священник крестил Елену, дочь Кутузова, восприемником записан капитан Василий Алексеевич.
В разные годы греческую церковь посещали многие выдающиеся люди.
«Каменная трехпрестольная Владимирская церковь была построена в 1812 году старанием бывших в то время священнослужителей, церковного старосты и прихожан взамен бывшей на том месте деревянной церкви», – писал в 1897 г. в своей книге А. Н. Пашутин.
Собор построен в стиле классицизма, скорее всего по типовому проекту.
Прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой, однокупольный. На северном и южном фасадах трансепт выделенный четырьмя колоннами коринфского портика с треугольными фронтонами. Портик западного фасада дорический, сейчас застеклен. Сооружение опоясывает фриз. Плоскость стен делятся на два яруса поясом, на который накладываются рустованные лопатки, разделяющие фасад вертикально. Полусферический Купол на высоком цилиндрическом барабане с четким ритмом больших окон, которые чередуются глухими простенками обогащенными полуколоннами.
В интерьере церкви сохранилась роспись на стенах, потолке, куполе, что была реставрирована в 1905 году. В решении интерьера доминирует глубинный принцип раскрытия пространства. Помещения нефа выглядит в виде галереи, ряд колонн с цилиндрическим сводом с распалубками ведут к алтарю, второй ряд имеет крестово-ребристые своды. В центре на четыре колонны опирается купол.
В 1828 году отдельно от церкви была построена колокольня с тремя жилыми комнатами. Колокольня имеет три яруса в едином стиле с церковью.
Церковь и колокольня составляют единый ансамбль в стиле классицизма.
Первым священником в новом храме был Платон Купчевский. По свидетельству Елены Классовой, старшего научного сотрудника художественного музея им. Осьмеркина г. Кировограда, в 1898 году храм существенно перестроили, и его площадь увеличилась почти вдвое.
Важным фактом является то, что теперешний Кафедральный собор единственный (не только православный) храм нашего областного центра, который за всю свою историю ни разу не закрывался властями.
В 1944 году после закрытия полуразрушенной Соборной Успенской церкви, Кафедральный собор был переведен в храм Владимирской иконы Божьей Матери, и главный придел нового Собора был переименован в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 80-е годы ХХ ст. при владыке Севастьяне (Пилипчук), бывшем наместнике Почаевской Лавры, группа мастеров под руководством Корецкого произвела роспись собора и обновила храм.
Сегодня Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы является памятником архитектуры национального значения, охран. № 258 (постановление СМ УССР от 13 сентября 1963 г.)
(1310)