Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева Мария. Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли воспринимать Ее Царицей Небесной, а Она имела земные черты характера: склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники.
Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, являются очень скудными. Из Евангелия мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: свидетельства святых отцов, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие. Исследование земной жизни Божией Матери, это не есть человеческое любопытство раскрывающиеся на основании апокрифической литературы, а это результат нашей любви, которая помогает нам увидеть образец христианского смирения в лице Богородицы.
Церковное Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух тысячелетий мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна, которые дали обет Богу: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Ему. И вот, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: Бог даровал им дочь, которую назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.
Недолго оставалась Пресвятая Мария в доме своих родителей. Когда Мария достигла 3-летнего возраста, родители решили, что настала пора привести Марию в храм и посвятить ее Богу. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по мнению блж. Иеронима Стридонского, свершилось чудо: «Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм». В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. Он по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник. Проживши девять лет при храме беспечально, Дева Мария на десятом году жизни в храме узнала первую земную скорбь: Она лишилась престарелых родителей. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба. В таком раннем возрасте, отлученная от естественной родительской заботы, Отроковица Мария воспитывалась с другими девочками в особом отделении для девиц: упражнялась в молитве и рукоделии. О прекрасном, художественном рукоделии Ее говорит и предание о том, что хитон Христа Спасителя, о котором воины на Голгофе бросали жребий, был искусно соткан руками Богородицы. Но вот Ей исполнилось четырнадцать лет. Священники, зная Ее беспримерную жизнь, обручили Ее Иосифу, святому старцу, с тем, чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Пресвятая Дева Мария и в его доме, вспомоществуя содержанию его своими женскими трудами, продолжала божественные упражнения, с которыми освоилась в младенчестве. Важно отметить, что в еврейском народе грамотность была обязательна для мальчиков, чтобы они могли читать Священное Писание. Для девочек же такое обучение было редким. Но церковное Предание говорит нам о том, что Святая Отроковица самостоятельно читала Писание, что Она задумывалась над книгой пророка Исаии, над его изречением «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (с нами Бог)» (Ис. 7:14). Она размышляла: «Как блаженна будет та Дева, Которая удостоится быть Материю Бога! И как бы Я хотела быть последнею служанкой при Ней!» В это время Ей явился ангел Господень и возвестил благую весть. Приснодева слышит ангельское приветствие и пророчество о Царстве Сына Своего: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). Получив такое ангельское пророчество, другая женщина, даже и благочестивая, могла бы только обрадоваться и возблагодарить, но Пресвятая Дева не отдалась первому побуждению восторга, Она тут же вспомнила о Своем нерушимом обете и, исполненная благодатного дара рассуждения, спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? И, только получив изъяснение ангела, ответила смиренным согласием: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоєму» (Лк. 1:28-38). Современный человек может породить в своем разуме сомнение. Непорочное зачатие во все века вызывало вопросы. Факт действительно может показаться сомнительным, если постигать его холодным разумом. Но его надо принять не разумом, а душой. Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой Богородицы – есть соединение небесного и земного, духовного и материального.
Проникновенно и возвышенно говорит об этом явлении московский митрополит святитель Филарет (Дроздов): «Дева готова стать матерью, Она склоняется пред Божественным назначением, но не хочет и не может изведать земного брака, этого общего пути к рождению на Земле… Одною любовью Божественной трепещет это сердце. Все – все помыслы, чувства, стремления – отданы невидимому, неприступному Богу. Он один только и мог быть Ее желанным, Ее нетленным женихом. И в тот миг, как Ей говорили о Сыне, Ее чистейшая душа, испуганная одной возможностью мысли о браке земном, с силою устремилась туда, в высоту, к единственно желанному и жданному Богу. И тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие…» Так подтвердились слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и Рождаемое свято, и наречется Сыном Божиим».
Как замечает выдающийся иерарх Православной Церкви на Руси 20 столетия митрополит Николай (Ярушевич): «Материалисты не могут постичь этого чуда. Одни принимают только физику, другие делают шаг более смелый – в метафизику. Но как естественно и закономерно признать Божественное начало! Хотя понятие «начало» применимо к конкретному явлению, а Бог – это Вечность, у которой не может быть начала и конца. Бог это сила, утверждающая гармонию во Вселенной».
Сразу после Благовещения Пречистая с поспешностью пошла навестить Свою родственницу, праведную Елизавету, о которой Ей было возвещено архангелом Гавриилом, что и та зачала во чреве (Лк. 1:36, 39). Сама вдохновенная песнь Богородицы во время встречи с праведной Елизаветой свидетельствует о Ее знании Священного Писания, о знакомстве с хвалой Богу Анны, матери пророка Самуила.
Трудно представить состояние Девы Марии, которая должна объяснить своему мужу причину уже видимого плодоношения. Возвышенное и греховное стояли на одних весах в ее воображении. В душе земного человека назревала тяжелейшая драма. А каково было состояние Иосифа, который благоговел пред Марией, но видел изменения в Ее фигуре и страдал от терзавших его вопросов?! Конечно, Дева Мария могла рассказать Иосифу все как было… Но поверит ли он, что во чреве Ее сокрыт Божественный плод? И как сказать о Себе, как о Святости? Она не могла Сама защитить Себя, ибо слова Ее или показались бы ему ложью, или чем-то неслыханным и вызывающим к Ней особое благоговение. И то и другое было бы Ей тяжело, по Ее чистоте и смирению. Поэтому защиту Себя Она вручила Господу. Всем подобным предполагаемым объяснениям, вопросам и ответам Дева Мария предпочла молчаливое страдание.
Праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, проявил необыкновенное добросердечие. После долгих терзаний, разных предположений и колебаний, он решает тайно вручить Деве Марии разводное письмо без указания причины развода. Святитель Иоанн Златоуст так поясняет этот поступок: «Иосиф выказал в этом случае удивительную мудрость: не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее». Он очень хотел сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона, тем самым удовлетворить требование своей совести. И только он решился свой план с письмом осуществить, как явился к нему во сне ангел Господень. Разрешились вмиг все противоречия и недомолвки Господним откровением.
Ни разу, ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Богоматерь не говорит ни об одной Своей добродетели, кроме смирения (призрел на смирение рабы Своей – Лк. 1:48), так же, как и Спаситель, открывший о Себе, что Он «кроток и смирен серцем». Может быть потому, что смирение наиболее трудно для людей и в то же время является матерью всех добродетелей, и Господь и Его Пречистая Матерь сочли нужным сказать о нем, приоткрывая тайну домостроительства Божьего. Именно Ее смирение и сделало Ее достойным орудием Боговоплощения.
На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать – Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме «Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Узнав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние – повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский – Спаситель. 14000 невинных детей – мальчиков – пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?
О том, что все предречения о Нем, все обстоятельства Его детской жизни Она запоминала и «сохраняла в сердце Своем», дважды говорится во 2-й главе Евангелия от Луки (19:51). Значит, это было существеннейшим и важнейшим, руководившим Пресвятую Богородицу в Ее отношении к Сыну. И в то же время Она считала, что на Нее возложен Богом материнский долг не только физического питания или ухода за Младенцем, но именно воспитания. Евангелие говорит, что двенадцатилетний Отрок Иисус, найденный родителями после Своей отлучки во храме, «… пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Но повиноваться можно только указаниям, распоряжениям. Если нет их, то нет и повиновения. Пресвятая Богородица знала силу слов Своих для Сына, поэтому Она не усомнилась, что желание Ее будет исполнено и Спасителем совершеннолетним на брачном пире в Кане Галилейской, когда бедным брачующимся не хватило вина. Хотя Христос как бы отвел ходатайство Ее − «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой», Она все же сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:4-5). И первое чудо было сотворено по желанию Богородицы, в уважение к Ее предстательству.
Начинаются три года проповеднического подвига Христа – и Его Матерь остается в тени. Ее нет в ликующей, преклоняющейся толпе учеников, даже в день торжественного вступления Господа в Иерусалим. Большинство чудес совершается без Ее присутствия. Лишь в немногих случаях, возможно видеть или предполагать Ее непосредственное участие в жизни Спасителя, хотя бы Она и не упоминалась. Но вот наступают самые тяжкие испытания для Пресвятой Богородицы: над Ней сбывается слово св. Симеона Богоприимца, сказанное Ей в сороковой день после рождения Богомладенца: «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, − да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Сколь велики были страдания Пречистой Матери, когда святейший Праведник, пришедший спасти мир, осужден был на крестную смерть! Невыразимо тяжко было для Ее сердца услышать, что возлюбленный Сын Ее предан Его же апостолом, льстецом Иудою, взят врагами из Гефсиманского сада и приведен на допрос первосвященника и старейшин. Каковы же были чувства Ее, когда Она увидела Сына Своего, представленного Пилатом народу, окровавленного, обезображенного, покрытого ранами и облеченного в одежду поругания, с терновым венцем на главе!
Удрученная тяжким горем, Она стояла близ дома Пилатова и, с трепетом сердечным, выжидала окончания страшного судилища. И вот, Она услышала приговор Пилата и увидела поднятие тяжелого креста, который Спаситель должен был нести на Себе до места казни, с тем, чтобы быть там пригвожденным к нему. Кто может изобразить чувства Святой Матери, когда Она убедилась, что Единородный Сын Ее приговорен к распятию на кресте?
Материнская любовь невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Нельзя было даже сказать слов утешения; подлинно, оружие прошло душу Богоматери. Но Она устояла. Если мы не знаем из Евангелия Ее слов на Голгофе, то мы знаем слова Господа, обращенные к Ней. Он сказал Ей, увидев с высоты Креста Ее и «ученика, которого любил» (Иоанна Богослова): «Жено, се сын Твой», потом сказал ученику: «Се Мати твоя». Он не назвал Богородицу здесь Своей матерью, может быть, оберегая Ее от поругания толпы, которая могла бы пытаться расправиться с Матерью казнимого. Но Господь этими словами не только передал апостолу Иоанну земную заботу о Своей Матери, − Он усыновил Ей в лице Иоанна весь человеческий род. На Голгофе как бы закончилась частная и семейная жизнь Богородицы. Пресвятая Дева с этого времени неразрывно связывает Свою жизнь с апостолами, пребывая в доме Иоанна Богослова.
Церковь верит, что в момент Воскресения, Господь прежде явился Своей Матери. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что именно Богородица упоминается среди жен мироносиц у евангелиста Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27:56). В момент Вознесения Христова, где по Преданию Божия Матерь также пребывала с апостолами (Ее изображение всегда имеется на иконе этого Праздника), земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.
По Вознесении Христа Богородица находилась в Иерусалиме вместе с апостолами (Деян 1:14) и ожидала исполнения обетования Своего Сына – схождения Св. Духа. По прошествии 40 дней после Вознесения на Богородицу и апостолов сошел Св. Дух в образе огненных языков – осуществилось чудо Пятидесятницы (Деян 2:1-4). На всех иконах Сошествия Святого Духа неизменно среди апостолов изображается и Богоматерь. Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Священное Предание рассказывает, что и Она была преисполнена духа апостольского, и когда апостолы бросили жребий о том, куда каждому из них направиться с проповедью, и Богоматерь пожелала идти проповедовать. Жребием Ее была Иверия – теперешняя Грузия, но Промысл Божий отклонил Ее от этого трудного и дальнего путешествия.
Она пожелала посетить св. праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, который был в то время епископом Кипра. Она решилась на это тяжелое путешествие, хотя в это время Она была уже в преклонном возрасте. Предание говорит, что разразившаяся буря погнала этот парусный корабль к Афонскому полуострову – в то время одному из центров поклонения эллинским богам. Когда Матерь вступила на берег, каменные боги упали и разбились, а жители с верою приняли благовестие Пречистой о Ее Божественном Сыне. Уезжая с Афона, Она сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на этом месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Его! Я буду Заступница этому месту и теплая Ходатаица перед Богом». Сев затем на корабль с Иоанном Богословом и другими Своими спутниками, Она отплыла к Кипру. Св. епископу Лазарю Она привезла поручи и омофор, вышитые Ею.
В этот же период Своей жизни Она много общалась с евангелистом Лукой – художником и врачом. В его Евангелии записаны, вероятно, Ее рассказы о Благовещении, посещении святой Елисаветы, рождестве, младенчестве и отрочестве Христовом, ибо, кроме Нее, никто не мог знать этих подробностей. Апостол Лука первым запечатлел Ее образ на иконах. И Она одобрила их и благословила его труды. Пресвятая Богородица до Своей блаженной кончины жила в Иерусалиме, который был полон для Нее горестных и радостных воспоминаний. Предание повествует о том, как Она благоговейно со слезами проходила путем страданий Христовых, останавливаясь и у домов первосвященников, и у претории Пилата, и у страшной Голгофы. Она посещала Гефсиманский сад – то место, где в последнюю ночь после Тайной Вечери Христос молился до кровавого пота, и то место, где лобзанием предал Его Иуда. И наполнял Ее сердце радостию победно отверстый Гроб Христов. В Гефсимании же покоились и Ее святые родители и Ее обручник – праведный Иосиф. Здесь Она желала лечь и Сама на вечный покой.
Современники Пресвятой Девы отмечают ее безупречные духовные качества. Святой Амвросий Медиоланский так описал Ее: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты». Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим. Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии – кротка, к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения».
К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил и возвестил о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына.
Как была чиста и чудесна жизнь Пресвятой Богородицы, так чудесно было и Ее успение. Она не умерла, но уснула, для того, чтобы пробудиться для жизни вечной и для вечного блаженства. Потому смерть Ее мы называем успением, т. е. сном. Проводить в последний путь Богородицу собрались чудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти – самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего.
В обозначенный срок весь храм облистал небесным торжественным светом, словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, с праведными душами праотцев и пророков. Взирая на пресветлое лицо Своего Сына, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.
Митрополит московский святитель Филарет (Дроздов) в письмах о почитании Пресвятой Богородицы так объясняет своим соотечественникам этот торжественный момент перехода от земной жизни к жизни вечной Девы Марии: «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздание за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни».
На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг – подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.
Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но когда воины из стражи первосвященников и некоторые иудеи с яростью напали на погребальное шествие, то были поражены слепотой и ничего не могли сделать. Особенно свиреп был иудейский священник Афоний. Когда Афоний увидел апостолов и одр Богоматери, дерзновенно он попытался схватить его и опрокинуть, но руки святотатца были тотчас отсечены Ангелом. Покаявшись, Афоний получил исцеление и стал христианином.
Богоматерь была похоронена в пещере, вход в которую завалили камнем. На третий день после успения Богоматери в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень опечалился, что не смог получить Ее благословения, и просил открыть для него пещеру, чтобы поклониться хотя бы Ее телу. Апостолы исполнили его просьбу, но на гробовом ложе тела Богоматери не оказалось. Там лежали только погребальные пелены, как и в живоносном Гробе Христовом лежали только пелены и сударь воскресшего Спасителя. Апостолы недоумевали и просили Господа открыть им эту тайну. В тот же день они сели за трапезу, после которой молитвенно прославили Бога, в воздухе появилась Богоматерь, окруженная небесными силами, и сказала им: «Радуйтесь, Я с вами – во все дни». Они же воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».
Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные».
По свидетельству древних святых отцов Мелитона Сардийского, Епифания Кипрского, Ювеналия патриарха Иерусалимского, одежды Божией Матери были очень скромные, как бы свидетельствующие о Ее внутренней скромности. Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтоб видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. И разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы».
В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое» (канон Успению 9-я песнь).
Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки.
Уже более 2000 лет имя Божией Матери чтится и прославляется всем христианским миром. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью. Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания. Начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так собственно возникло и утвердилось монашество. Пресвятая Дева Мария обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей, проявив полное самообладание, как в момент Своей величайшей славы, избранная стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя у подножья Креста.
Святая Церковь живет таинственной и непостижимой жизнью, где удивительно переплетается небесное и земное. Особое место в ней принадлежит Пресвятой Богородице. Она для всех нас – духовный источник, из которого верующим подается Божественная благодать. Матерь Божия стала средоточием всей Церковной жизни, ибо Материнское сердце открыто каждому. Она стала для всех христиан Живоносным Источником благодатного утешения.
Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением храмов в честь Ее, церковными празднествами в память безчисленных Ее благодеяний. В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города или деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы высочайшей святыни и необходимейшей принадлежности. От неистощимого источника святых икон Сама небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает Божественную благодать, избавляет от всяких бед и напастей. Великая отрада открыта нам грешным в ходатайстве за нас Матери Бога нашего! Утешительна мысль, что у нас есть пред престолом Всевышнего Милосердая Заступница, дает нам возможность жить на этой земле с великой надеждой на спасение, благодаря непрестанному покрову Ее Материнской любви и заботы к нам.
Иерей Владимир Кашлюк.
(1222)
спасибо ВАМ за такой ясный и полный ответ на все вопросы. которые могут возникнуть у интересующихся жизнью БОГОРОДИЦЫ и ее сына ИИСУСА ХРИСТА!!! Спаси Вас Господи Христос Воскрес!!!