«Разделения и расколы – это раны на теле Христовом». Блаженнейший Владимир митрополит Киевский и всея Украины.
Основная функция Церкви – это спасение души путем соединения Божественной благодати с волей человека. Задача земной исторической Церкви четко определена Самим Христом Спасителем – это передача духовной энергии (благодати) и истинного вероучения от Христа к нам. История жизни Православной Церкви, насыщенна многогранными, противоречивыми и одновременно драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние на нынешние разделения многих церковных общин. Сложным испытанием для современного Православия, является церковно – дисциплинарные расколы, которые базируются на авторитарной практике духовного руководства, националистической идеологии, псевдоэсхатологическом настроении, фанатизме и псевдодуховности.
Основная проблема дисциплинарного раскола, по мнению доцента Киевской Духовной Академии протоиерея Алексея Добоша, заключается в том, что «выходя из канонического единства, священнослужитель – раскольник обрывает своим поступком линию передачи через Таинства духовной благодати людям и совершает всего лишь безблагодатную формальность».
В основании дисциплинарных разделений лежит непонимание динамики соотношения вечного – абсолютного и временного – относительного. Размышляя о соотношении между божественным и человеческим основанием в Церкви, следует сказать в первую очередь о расстановке религиозных приоритетов. Первичным для христианина является жизнь в свете Воскресения Христова и Евангельского Откровения, вторичным же остаются строгие аскетические упражнения, вычитка всех молитв и кафизм, длительные богослужения, эстетика, язык и календарный вопрос и т.д. И всякая попытка абсолютизировать вторичное, становится источником духовных катастроф в истории христианской Церкви.
В результате не понимания «временного – относительного», в сердцах людей рождается – ненависть, вражда, непонимание, озлобленность и все это не только вытесняет дух христианской любви, но и становится основанием для так называемых «истинных ревнителей благочестия».
На почве «внешнего благочестия», к большому сожалению, возникает особый тип верующих людей, для которых грех заключается не в отступлении от Бога, а в отступлении от императора и либеральной революции 1917 года, для которых вместо верности Богу, главным является верность монархии, вместо Священного Предания, главным является предание «старцев» и т.д.
Крайности такого внешнего «благочестия», приводят к отступлению от богословского разума, лишает света христианского вероучения и рождает псевдоэсхатологический настрой. По словам доцента Киевской Духовной Академии, протоиерея Дионисия Мартышина: «Эсхатологическое самосознание концентрируется не в радостном и светлом ожидании пришествия Христова, а в беспокойном, унылом треволнении антихристова мрака и монархических политических взглядах. Раскольники больше говорят об Антихристе, его царстве, его силе и могуществе, нежели о царствовании Христа в нашей жизни – через проявление Его милости и любви к роду человеческому». Такие «ревнители благочестия», сеют смуту в жизни Церкви, наполняют ее внутренней апатией и уничтожают славу Христового Евангелия. Основной проповедью таких «ревнителей», является не радость во Святом Духе и Евангельском благовествовании, а проповеди о кредитных карточках, штрих-кодах с числом 666, пластиковых документах, телевизорах, компьютерах, о «последних временах», о том, что истина уже упразднилась, и таким образом не нужно посещать храмы, принимать таинства, особенно там, где принят идентификационный код.
Обладая методом манипуляции, «ревнители благочестия» намеренно перекручивают церковную историю путем замалчивания одних фактов и навязывания других, прикрываются святоотеческим авторитетом, публикуют лживые сообщения о жизни церковных иерархов и священнослужителей, и таким образом пробуждают в общественном сознании отрицательные эмоции по отношению к Истинной Церкви.
Цель этих людей – не чистота православия, а удовлетворение своих амбиций. Секретарь киевской митрополии, протоиерей Виталий Косовский подчеркивает: «Верующие «новоявленные ревнители истины», как правило, тем и отличаются от православных христиан, что имеют нетрадиционный взгляд на социальные нормы своего общества, а порой даже убеждены, что знают (как им кажется), каким образом, возможно утвердить свой ценностный стандарт и тем самым спасти Церковь или «охранить от поругания» Православие».
Различные ссылки на апокрифическую и псевдохристианскую литературу о последних временах, о спасении через монархию, о том что нельзя посещать храмы и принимать таинства, все это является «Хулой на Духа Святого» (Мф. 12:31), т.к. подвергается сомнению, с одной стороны, слова Христа, о вечном Его пребывании в Церкви (Мф. 28:20), а с другой стороны, отвергаем благодать Святого Духа, которая наполняет и утверждает церковную институцию.
В решении проблем, стоящих сегодня перед нашей Церковью, должны быть соблюдены важные условия. По определению Синода Русской Православной Церкви (от 3 апреля 1990 года): «Главным из этих условий являются сохранение канонического порядка и единства Церкви, отказ от светских политических методов борьбы, взаимных обвинений и подозрительности. Сегодня, как может быть никогда за последние годы, требуется консолидация усилий всех здоровых сил церковного общества. Необходимо срочно решать неотложные задачи по внутреннему устроению церковной жизни». На фоне низкого уровня богословского образования и на платформе невежества, нездоровая атмосфера «ревнителей благочестия», порождает искаженные формы церковно – приходской жизни. Люди идут в церковь, чтобы встретиться со «своим батюшкой», а не со Христом, чтобы принести покаяние не за свои грехи, а за «убийство царя», чтобы по участвовать в «крестных ходах против ИНН», которые чаще всего организовываются без благословения правящего епископа и т.д. Нужно отметить, что церковно – приходское «затворничество», кликушество, фанатизм, подозрительность, критицизм, запугивание пришествием антихриста, концом света, инновациями компьютерных технологий – все это является основным началом дисциплинарного раскола в Церкви.
Самая большая проблема современного человека – это глобальный кризис отступления от разума, духовной трезвости, добродетели, рассудительности, возврат в древний языческий мрак, и сумерки языческого суеверия. Сегодня Богочеловеческому Телу Христову приходится переносить «инфекционные заболевания», пронесенные в жизнь Церкви теми, кто нашел свое «духовное здравие» в раскольнической психологии и в патологиях раскольнического самосознания.
Общественная деятельность всякого рода лжеправославных групп, постоянно запугивающих православную паству всевозможными «явлениями антихриста», «печатями», «знамениями», «пророчествами», при неизбежном стаскивании надуманных проблем в политическую плоскость под монархическими лозунгами, должна восприниматься православными верующими христианами не как «ревностная борьба за чистоту православия», а как антииерархическое и антиканоническое явление. Христиане, которые желают жить православно в современном мире, должны внимать подлинно православному учению Церкви Христовой, стараться прислушиваться голосу Церкви, который слышится в лице Предстоятеля, Собора и Священного Синода. По тем или иным духовным проблемам нашей жизни, главным ориентиром, должно быть не «предание старцев», не сомнительные брошюрки и листовки «по благословению святых гор», а прежде всего Священное Писание и Предание, а также бесценные творения Святых Отцов, которыми святая Церковь вдохновляется и руководствуется уже как более две тысячи лет.
Для того чтобы не попасть в «тоталитарную секту – ревнителей благочестия», по словам профессора Московской Духовной Академии, Алексея Ильича Осипова: «Лучшая защита – это богословский интеллект, просвещенный христианской историей и преданностью церковной традиции. Чем больше человек осведомлен в области христианской истории и богословия и имеет богословскую интуицию, тем сложнее навязать ему ненужную, вредную информацию. Он будет защищаться, отвергать то, что не соответствует духовным устоям Православия».
Проанализировав идеологические основы «истинных ревнителей благочестия», необходимо отметить, что дисциплинарный раскол возникает в тот момент, когда забываются основные церковные истины устройства церковного бытия, основанного на догматическом и каноническом фундаменте. Раскольнические общины, демонстрируют, прежде всего, отрицание абсолютных ценностей, при этом возвышая свой человеческий разум над соборным разумом Церкви, они пренебрегают бытийной истинной единства Тела Христова и вследствие этого отпадают от истины самой Церкви.
Иерей Владимир Кашлюк
(135)