Воздвижение Креста Господня

0_552ed_f1bfb39a_XLВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие братия и сестры, сердечно поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Каждый Господский двунадесятый праздник имеет свою историю, говорящую о тех или иных событиях земной жизни Спасителя. Имеет свою историю и праздник нынешний, и хотя она не относится к земной жизни нашего Господа, однако Церковь этот праздник возвела в ранг двунадесятых.
Встает вопрос: почему? Да потому, что речь здесь идет о знамении нашего спасения, о Жертвеннике, на котором за весь человеческий род принес себя в жертву сам Господь Иисус Христос. И если в Ветхом Завете жертвенник, на котором приносились временные умилостивительные жертвы животных, считался великой святыней, то во сколько же раз свят наш Новозаветный жертвенник – святой Крест, на котором свои пречистые руки распростер Господь.
Святой апостол Павел, размышляя о Кресте, говорит: «Слово о Крестедля погибающих есть безумие, а для нас, спасаемых, – Сила Божия» (1 Кор. 1, 18), потому что Крест, Страдания и Смерть Спасителя – это главное в христианстве. Нравственный Евангельский Закон важен и необходим, как воспитатель, как путеводитель, но не Он спасает, а спасает жертва Христова, спасает Его смерть, которою Он вечную «смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Вот главная идея христианства, поэтому-то, тот же святой апостол Павел говорит: «Рассудил я быть у вас ничего не знающим, кроме Иисуса Христа, и при том Распятого?» (1 Кор. 2, 2).
А посему и праздник сегодняшний так велик. А история Его следующая.
В начале IV-го века, при императоре Константине, христианская религия обрела свободу, а вскоре и совсем заняла главенствующее положение в империи. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. При обретении Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. И вот во вчерашнем вечернем богослужении, когда я воздвигал крест, а хор пел «Господи помилуй» как раз и отображен этот исторический момент. И именно поэтому сегодняшний праздник получил наименование Воздвижение.
Но изложив историю события, мне хотелось бы поразмышлять с Вами о самом Кресте Господнем, чем он был до того момента, как на нем распростер свои пречистые руки Господь наш Иисус Христос, и чем стал после этого.
Так вот, до распятия на нем Сына Божия, Крест был орудием не только страшной и мучительной, но и позорной смерти в Римской империи, ибо имевших римское гражданство преступников казнили другим образом более благородным, распятые же по мнению римлян умирали презренной смертью.
Но после распятия на нем Бога, Крест стал символом нашего спасения, знамением нашей победы. Именно через Крест совершилось откровение миру предвечной любви Божией, ибо взирая на Крест древний мир понял, что Бог торжествует не так, как может торжествовать человек. Торжество Бога в любви, в торжественном служении миру, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Именно этого хочет Бог – чтобы человек принял то, что Он предлагает ему. А предлагает нам Бог милость, благодать и любовь. И принимая это, человек уподобляется Богу в Его совершенствах и в Его качествах.
За таковую к нам Божественную любовь, дорогие братья и сестры, преисполнимся и мы к нашему Небесному Отцу взаимной любовью и сыновней преданностью и лобызая Его всесвятой Крест с чувством глубокого благоговения и благодарности воскликнем: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Аминь.

(83)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *